24 августа 2002 г. от Санкт-Петербурга отошел катамаран "Благовест", который строили семь лет и примерно столько же, если не больше, по предварительным расчетам, будет продолжаться его кругосветное плавание. О целях экспедиции "КиЯ" сообщали в №185. С капитаном "Благовеста" Андреем Фоминцевым беседовала Виктория Тютюнник.
— Как возникла идея кругосветного плавания?
— Она родилась очень давно, когда мой первый тренер рассказывал нам про кругосветки и мы зачитывались морскими историями.
— Почему вы построили именно катамаран, а не яхту?
— Катамаран — более комфортабельное судно, а также более устойчивое и с минимальной осадкой, что позволит близко подходить к берегу.
— Но остойчивость у яхты лучше же, чем у катамарана?
— Согласен. Но дело в том, что у нас очень тяжелое судно. Оно весит 14 т, и перевернуть его достаточно трудно. Даже в самый сильный шторм оно не кренилось, и поплавок из воды почти не поднимался.
— Сейчас экипаж "Благовеста" состоит из четырех человек — это все-таки мало. Планируете ли вы увеличить команду?
— Я думаю — достаточно. Опыт других людей, которые ходят в одиночку, максимум по двое, считают, что это нормально. Конечно, мы встречаем и большие экипажи, но обычно они состоят из тех, кто прилетает—улета-ет и на длительное время уходить в море не планирует. Ведь, отправляясь в длительное путешествие, кардинально меняешь свою жизнь. Человек, который рискнет отправиться с нами в путь, должен понимать, что он вернется совсем другим — в океане мировоззрение меняется.
— Спортсудорегистр дал вам нулевой район плавания?
— Нет, первый.
— А как в таком случае вы собираетесь Атлантику пересекать?
— Как написано в наших документах, если будут устранены определенные недостатки, то нам присвоят нулевой. А эти недостатки уже давно устранены. Там были мелочи: лючок надо было где-то прорезать или типа того. Кроме того, установлен новый двигатель.
— Вы планируете огибать мыс Горн?
— Нет, пойдем по безопасному пути через Панамский канал.
— Где вы сейчас стоите?
— В столице Канарских островов Лас-Пальмасе — может быть, единственном городе на островах, где большинство — местные жители, а не туристы. Приятное место.
— Средняя скорость "Благовеста" — такая же, как и у яхты, но для катамарана этого недостаточно?
— У нас, как я уже сказал, тяжелое судно, и оно раза в полтора тихоходнее, чем обычный катамаран. Средняя скорость — где-то 7-9 уз. Это нормально.
— Чем обусловлена ваша семимесячная стоянка в Лас-Пальмасе?
— Когда мы пришли сюда, начался сезон циклонов, которые стартуют в Кабо-Верде, и, набрав силу, идут на Гренаду. В это время никто не выходит в океан, кроме самых отъявленных смельчаков, но их выход практически равносилен самоубийству, поскольку циклоны обретают силу урагана первой или нулевой степени. После ноября образуется "свободное окошко" на полгода, когда идут пассаты и плавание становится безопасным. Пересечь Атлантику можно будет за две-три недели.
— Когда вы планируете завершить кругосветку?
— Первоначально мы хотели пройти вокруг света за три года, а вышли в 2002 г. Но когда пришли на Канары, то поняли, что потратим еще лет семь, в плюс к прошедшим. Сейчас, правда, планы надо корректировать, потому что вроде бы появился человек, который сможет нас "поддержать материально", и тогда мы справимся быстрее.
Дело в том, что так, как движемся мы, не движется никто. В Амстердаме стояли месяц, еще один — в Лондоне, заходим почти в каждый порт. Стоять меньше, например, три-четыре дня или неделю, значит, перейти на спортивный вариант. За это время не успеваешь завести связи, познакомиться с городом, а главное почувствовать "дух места". На это мы и были настроены. Это Литау — спортсмен: пришел, заправился водой и пошел дальше. У него уходит год или несколько месяцев, чтобы круг сделать. И основные его впечатления — это впечатления от моря.
— Получается, что он ходит в море ради моря, а вы ходите ради общения? Именно поэтому ваш маршрут проложен вдоль материков?
— Да, наша цель — общение, поиск интересных людей.
— Как относятся другие члены команды к тому, что путешествие затягивается?
— Двое ушли, возможно, именно из-за этого, а может, морская тематика оказалась сложной: шторма, ветер. Эта же дилемма стояла и перед нами: посвятить свою жизнь путешествию или быстро пройти вокруг света и оказаться дома. Но почти изначально она решилась в пользу первого варианта, потому что у нас не было денег и приходилось зарабатывать в одном порту, чтобы достичь другого.
— Не получится ли так, что к нужному моменту у вас опять возникнут проблемы с финансами или обнаружатся поломки?
— Нет, у нас все готово к выходу. Нам помогли полностью отремонтироваться. Сейчас мы повыше подняли баки с водой, сделали подруливающее устройство, т. е. готовы идти далеко и надолго.
— Кто вас будет финансировать?
— До конца года — двоюродный брат Тура Хейердала, бизнесмен. Интереснейший человек: был в концлагере во время войны, помогал Сопротивлению. Кто будет потом — не ясно.
— И опять будете зарабатывать? Я имею в виду ваши выставки, танцы, концерты?
— Выставки — это наша позиция. Интересно нам и играть, и с удовольствием это делаем, мы ведь — музыканты. Это очень здорово — приносить людям радость. После этого совершенно незнакомые люди говорят: "О, русские! Класс!".
— До этого у них Россия ассоциировалась с водкой, медведями и коммунизмом?
— Практически, да. И автоматом Калашникова. Это мы поняли еще в наше первое путешествие. Москва, даже в Голландии, многим представляется такой равниной, где стоят отдельные домики и люди по снегу перебегают из домика в домик. Это очень стабильный образ.
— Нет, я не понимаю, это же цивилизованные страны...
— Есть люди, которые бывали в России, знают о ней, но большинство просто живет своей жизнью, все, что они знают о нас, — это убийства, мафия и кошмар.
Реально, мы все мало знаем друг о друге. Я, например, об Африке ничего не знал до того, как мы впервые в Касабланку пришли. Думал, там негры сидят под пальмами, а это оказался достаточно цивилизованный город. Мы сейчас попытаемся издать книгу о встречах, своих впечатлениях.
— На основе дневников?
— Не только. На основе дневников — раз, на основе интервью — два, на основе разных историй, морских "случаев", в которые попадали мы или кто-нибудь другой.
— Вы закончите кругосветку, а дальше что?
— У всех разные планы, а пока мы не знаем, в какую страну приплывем.
— А не может получиться так, что по окончании кругосветки не сможете здесь адаптироваться?
— Думаю, нет. Мне нравится Россия, люди, атмосфера, все то, что здесь происходит. И плохое, и хорошее. Период адаптации примерно равен сроку путешествия. Нам рассказывал один "кругосветчик", который три года путешествовал, что ему столько же потребовалось, чтобы вжиться в "сухопутный" мир снова.
— Получается, когда вы приходите в какой-то порт, то пытаетесь компенсировать то время, что были на воде?
— А на воде мы бываем очень мало. Каждый раз, когда выходим в море и попадаем опять в эту болтанку, люди проклинают все на свете, но через три дня приходят в нормальное состояние. А если больше недели стоишь на берегу, то все по новой.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь?
— Я всю жизнь занимался только тем, что мне нравилось.