Все крики, раздававшиеся по поводу преждевременной кончины гидроциклов в ближайшем будущем, похоже, останутся криками торопливых на выводы маркетологов. Да, потери в ряду водных мотоциклов есть, не без этого, но караван истории PWC продолжает свой путь...
Начнем с грустного. С этого года в числе основных производителей водных мотоциклов останутся "Kawasaki", "Yamaha", "Sea-Doo" и "Honda". А "Polaris"? Где же этот монстр, успевший заполонить многие регионы мира своей продукцией? По официальной версии, этот североамериканский производитель решил взять тайм-аут на пару лет и сосредоточиться на разработке и производстве сухопутных транспортных средств, а заодно выждать спад продаж, который был отмечен два-три года назад. Правильный это ход или нет, покажет время, однако известно — кто не успел, тот опоздал. Пропустить два года в современной истории нельзя ни теоретически, ни практически — конкуренты аннексируют освободившееся пространство, и оттеснить их с занятых позиций будет если не невозможно, то очень трудно. Отсюда получается простой вывод, вернее два: либо "Polaris" вообще ушел с рынка PWC и насовсем, либо хочет обновить свои технологии и затем предложить миру что-то экстраординарное. Третьего не дано.
Итак, всего четверо, причем один из них уже пару лет эксплуатирует единственную модель, стараясь придать ей разные имиджи. Речь идет о "Honda". У нас гидроциклы этой фирмы, к сожалению, мало известны, хотя как раз в российских условиях они могли бы прижиться. Во-первых, на свои водные персональные силы "Honda" устанавливает очень неплохие моторы с большим ресурсом и приличным крутящим моментом. Во-вторых, основная модель, вокруг которой собственно и ведутся бои местного значения по модернизации, неплохо бы смотрелась — она велика, роскошна и помпезна на вид. Но, видимо, не судьба, и эсминцы "Honda AquaTrax F-12", и его модификации активно не бороздят наши воды. Стоимость самого простенького "F-12" в США стартует с 9749 долл. У этого водного мотоцикла рабочий объем двигателя — 1235 см3, четыре цилиндра в ряд, жидкостное охлаждение, система привода газораспределительного механизма "DOHC" и система питания "PGM-FI". Мощность силового агрегата составляет 137 л.с. Трансмиссия "F-12" базируется на принципе прямого вала. Длина — 308.5 м, вес — без малого 340 кг.
Более навороченная версия — "AquaTrax F-12X" — отличается в основном мощностью двигателя — она составляет 165 л.с. Двигатель тот же, что и на "F-12", только он оснащен турбиной с интеркулером, и степень сжатия у него не 11.0:1, как у более простой версии, а 8.5:1. Стоит такая игрушка в США уже от 10 745 долл.
Самый роскошный — "AquaTrax F-12X GPScape" — оснащен, как ясно из названия, GPS, благодаря чему сложно затеряться в водах Мирового океана и легко выйти к родной гавани.
Особняком стоит "AquaTrax R-12X", который сам производитель позиционирует как-то невнятно. Однако, судя по тому, что гидроцикл имеет другую, нежели серия F, "лодку", короче и более свободен в маневрах, то эту модель естественно отнести в разряд спортивных.
Раз уж мы начали обзор гидроциклов с конца нашего перечисления, то следующим по списку идет "Sea-Doo", находящийся под протекторатом "BRP". В этом сезоне появится новая версия 3D, которая будет называться "Premium", т. е., если верить англо-русским словарям, либо "высшего сорта и первосортного качества", либо "с наценкой или более высокой оплатой". Действительно, в отличие от базовой версии, которая имеет имя собственное "Basic", "Premium" дороже и богаче оснащен, что позволяет эксплуатировать этот водный мотоцикл как в версии "kart", так и "moto", "vert", "knee" и "shoq". Получается "пять в одном", а не "три в одном". Дополнительные версии, появившиеся в этом году, "knee" рассчитаны на езду водителя (опирающегося коленями о палубу) на специальном сиденьи (при этом центр тяжести находится между версией "moto" и "kart"), а "shoq" — стоя, но с закрепленной рулевой колонкой. Специальное устройство, придающее дополнительную жесткость паре "корпус—рулевая колонка", позволяет без риска сбить настройку фиксатора проходить затяжные повороты на большой скорости и совершать при этом резкие маневры. В остальном все гидроциклы, производимые "Sea-Doo", такие же, как и в прошлом сезоне. Это мощные и агрессивные "RXT" и "RXP", тяговитый "Wake" для вейкбординга, роскошные линкоры серии "GTX" и "GTX Limited", а также "GTI" в трех модификациях, который служит для относительно спокойных развлечений на лоне природы. Все модели оснащаются O.P.A.S.-System (3D-O.T.A.S.) и D-Sea-Bel. O.P.A.S.-System — это механическая система, позволяющая улучшить управление, работает автоматически и помогает сохранять заданное водителем направление при различных режимах работы мотора. D-Sea-Bel — система, позволяющая снизить резонансные шумы работы мотора.
Следующим идет в нашем списке "Yamaha". Этот производитель плодит гидроциклы, совершенно не обращая внимание на стенания маркетологов о том, что век PWC подошел к концу. Водные мотоциклы с тремя перекрещенными камертонами и звучным названием "WaveRunner" пользуются постоянным спросом, причем во всех классах. В этом году "Yamaha" представляет три новинки. Первая выпускается в двух вариантах: "VX110 Deluxe", предназначенный для быстрого и комфортного передвижения по водам Мирового океана и — "VX110 Sport", который, несмотря на схожесть оснащения с версией "Deluxe", служит для утех на воде и имеет спортивный характер. Оба гидроцикла оснащаются новым четырехцилиндровым четырехтактным 20-клапанным мотором мощностью 110 л.с. при 8000 об/мин. Этот мотор имеет хорошую тягу в основных режимах работы и создан, как утверждает производитель, с чистого листа. Трансмиссия имеет передаточное число 21:31. Водомет оснащен трехлопастным импеллером. В корпусе этих водных мотоциклов предусмотрен легко доступный багажный отсек с полезным объемом 65 л.
К основным преимуществам серии "VX" относятся три посадочных места, удобные посадка и высадка в воду и из воды благодаря специальному плоскому участку палубы на корме, экономичный, тихий и долговечный двигатель и удобство в управлении. Любопытно, что эту серию производитель ассоциирует с "BMW" третьей серии и с "Mercedes-Benz C-Class", утверждая, что "VX" — аналог автомобиля среднего класса, у которого есть задатки не только для спортивной езды, но и все возможности для комфортной перевозки пассажиров. Иными словами, обладатели вышеозначенных автомобилей будут себя уверенно чувствовать на гидроциклах "VX", так как они предназначены для той же среды обитания. По всей видимости, так оно и есть.
Еще одна новинка, правда, имевшая в прошлом году аналог, это — "Yamaha FX Cruiser High Output" с двигателем повышенной мощности для круизных плаваний. Мощность двигателя у этого многоцелевого гидроцикла — 160 л.с. (ранее 140 л.с.). На него устанавливается сиденье нового типа с развитой спиновой поддержкой, хорошо удерживающее как водителя, так и пассажира в своих "объятиях". Этот гидроцикл не только успешно преодолевает все сложности каботажного плавания, хорошо чувствует себя на волне, но и неплохо таскает за собой любителей вейкбординга.
"Стоячка" под названием "Super Jet", "GR1300R", "XLT1200" останется в этом году без каких-либо изменений.
Последний участник повествования — "Kawasaki", так же как и "Honda", не очень известен в России, хотя организаций, торгующих продукцией этой фирмы (имеется в виду "Kawasaki"), значительно больше. "Jet Ski" — под таким названием почему-то в Турции живут все водные мотоцклы, причем не только "Kawasaki", хотя это название является торговой маркой только одной фирмы, надеюсь, все догадались — какой. Итак, в этом году данная фирма на рынке представит шесть моделей. Наверное, самой любопытной (не самой популярной, хотя...) будет "Jet Ski STX-12F". Этот гидроцикл интересен уже тем, что на него устанавливается четырехтактный двигатель от такого культового мотоцикла, как "Ninja ZX-12R". Благодаря этому мотору "STX-12F" имеет отменную тягу и отличную динамику.
"STX-15F", так же как и "STX-12F", оснащается мотором от "ZX-12R", но с увеличенным рабочим объемом. Несмотря на то, что в основе конструкции мотора для гидроциклов обеих марок лежит все тот же мотоциклетный силовой агрегат, у "15F" дроссельная заслонка больше, чем у "12F", на 6 мм.
Далее по списку идет "1200 STX-R". При описании этого гидроцикла производитель не постеснялся употребить такое слово, как thoroughbred, что означает и "первоклассный автомобиль, мотоцикл...", и "чистокровный, породистый". На самом деле "STX-R", бесспорно, заслуживает такие эпитеты, так как не раз показал себя в деле.
Про водный мотоцикл "Jet Ski Ultra 150" нужно говорить либо очень много, либо только то, что это правильный водный мотоцикл класса high-performance. Инженеры "Kawasaki" построили двухтактный мотор с рабочим объемом 1176 см3 и тремя цилиндрами, что придает "Ultra 150" отменную динамику и позволяет сравнительно долгое время двигаться в режиме максимальных нагрузок.
"Jet Ski 900 STX" имеет такой же корпус, как и "1200 STX-R", однако оснащается двухтактным двигателем с рабочим объемом 891 см3. Гидроцикл спокойнее своего более мощного собрата, но по способности носиться по морям, по волнам и перевозить пассажиров немного от него отличается.
И, наконец, "Jet Ski 800 SX-R" — модель, которую выбирают любители острых ощущений. Стоячий спортивный мотоцикл, обладающий хорошим разгоном и бесподобной маневренностью. Оснащается двухтактным двухцилиндровым мотором, у которого в роли системы питания выступает сдвоенный карбюратор "Mikuni BN-40". Вес этой игрушки для экстремалов — чуть менее 160 кг.
Вот вкратце и все, что год грядущий нам готовит. Каждая фирма, производящая гидроциклы, старается сегодня подарить своим поклонникам все самое свежее и технологичное, на что только хватает сил. А при таком раскладе трудно говорить о падении рынка водных мотоциклов. Сравнительно недавно появившись на свет, они быстро заполнили нишу, и спад продаж, отмечавшийся ранее, вовсе не говорит о том, что тема умерла. Просто надо выждать время, чтобы произошла настоящая, а не теоретическая ротация гидроциклов и сформировался их рынок, тогда все встанет на свои места и будет понятно who есть who, а кто нет.