Диспозиция Краснопресненского Экспоцентра в очередной раз кардинально изменилась. Если в прошлом году мы радовались превращению выставки в чисто яхтенно-лодочную, хотя бы в стенах одного павильона № 1, то на этот раз 11-я MIBS уже перебралась в более просторный павильон № 2. Те фирмы, что прежде арендовали место под открытым небом, добровольно-принудительно переместились под крышу, и общая стендовая площадь одномоментно возросла в полтора раза. Посетители дефилировали между стендами, группировались в многочисленных кафе, и сами собой образовались "зоны повышенного внимания" и обделенные клиентурой "выселки". Однако же отметим, что явного деления по "классовой принадлежности", типичного для многих зарубежных выставок, не произошло — логика размещения экспонентов на территории трех залов павильона так и осталась непонятной.
Общее число участников превысило 140 против 110 в прошлом году. Стала заметнее специализация компаний по спектру предлагаемых товаров, выделились морские магазины, яхт-клубы, страховые и чартерные организации. Яхтенный раздел каталога как будто тоже вырос, но на деле парусных судов было по-прежнему удручающе мало. Зато наличествующий товар высшей ценовой категории подавался уже по-новому — с помпой, шоу-балетом, караоке на импровизированных сценах и длинноногими нимфами на блистающих пластиком и хромом палубах. Рекламные менеджеры наконец уяснили магический эффект действа под названием "презентация", и целому ряду стендов пришлось увязывать между собой моменты снятия покрывал с того или иного объекта. К сожалению, из-за слабой рекламы выставки в городе ее посещаемость нельзя назвать высокой, а сбои в подготовке привели к тому, что монтаж некоторых стендов завершался едва ли не в минуты торжественного открытия экспозиции. Но обо всем по порядку.
Самая заметная черта Московской бот-шоу, усиливающаяся от года к году — ориентация на самые крупные моторные яхты представительского класса. В общем, для московского рынка это — вполне логичная ситуация. "Чем крупнее судно, тем лучше оно продается — так я вижу сегодняшнее состояние дел в России, — сказал нам Мартин Шемкес, руководитель североевропейского отдела продаж фирмы "Jeanneau". — Такие большие лодки, как яхты серии "Jeanneau Prestige", оказались нашим бестселлером на этой выставке. При этом нам удалось продать все, что привезли", — подчеркнул Мартин (а привезли французы, заметим, немало — стенд "Jeanneau" был одним из самых крупных на выставке).
Появились новые для нас, но хорошо известные на международном рынке имена, такие как "Cobalt", "Fiart" или "Falcon". Мощно выступили голландские и итальянские судостроители, арендовав объединенные стендовые площади, но их представители явно скучали: массовый посетитель шел посмотреть на существенно менее дорогую технику. Впрочем, там, где стендисты не ленились пообщаться с посетителями и показать товар лицом (или хотя бы в проспектах), потенциальный покупатель находился. У фирм же, чьи менеджеры спокойно сидели за стойками, попивая кофе, шансов не было.
Желание отечественного истеблишмента обладать собственной суперяхтой поспешили удовлетворить и российские судостроительные предприятия, значительная часть которых прежде на постройке представительских яхт не специализировалась, а некоторые организовались буквально в последние год-два. Один из наиболее успешных петербургских судостроительных заводов — "Алмаз"— выказал намерение строить большие моторные яхты в союзе с известным английским дизайнером Дональдом Старки, чье имя — гарантия качества совместного продукта. Господин Старки провел пресс-конференцию для российских журналистов, в ходе которой, однако, выяснилось полное незнание многими из приглашенных представителей СМИ самого предмета беседы. Касаясь будущего моторных мега-яхт, Д. Старки предположил, что тенденция роста их размерений продолжится одновременно с возвратом к более консервативным внешним очертаниям и отказу от сверхскоростей.
Стремление строить экономически привлекательные суда хай-класса также продемонстрировали на выставке Московский судостроительносудоремонтный завод (МССЗ), производственные предприятия "Озерная верфь" из Петрокрепости и "Fram" из Волгограда. Практически во всех проектах замечено участие голландских партнеров — от проектной и консультационной поддержки до поставки на первых порах, пока дело не пойдет как надо, деталей внутренней обстройки яхт.
Не оставлен без внимания и вторичный рынок — например, московский водно-моторный клуб "Десант" обзавелся собственными мощностями и принимает заказы на переоборудование до сих пор популярных стальных катеров костромского и ярославского производства — получается относительно дешево и в соответствии с общей рыночной тенденцией. Интересно, что авторитетный журнал "Форбс" довольно скептически оценивает перспективы российского суперяхтостроения: по его данным, стоимость корпуса судна, где мы можем достичь экономического эффекта по сравнению с европейскими верфями, составляет лишь около 10% общей стоимости яхты, а вот оформлять дорогостоящие и столь ценимые нынешним клиентом интерьеры европейского уровня мы еще только учимся.
Как бы то ни было, несмотря на некоторую оторванность от российских реалий, выставочная жизнь закипела, и тон ее с самого начала стали задавать разнообразные презентации. Самая заметная среди них — представление нового бренда 25-50метровых моторных яхт "Timmerman Yachts", строящихся на стапелях МССЗ при поддержке голландских партнеров и брокерской компании "Нахимов Моторные Яхты".
Информация об изображении
Британский дизайнер Дональд Старки представляет новый бренд отечественных моторных яхт
Наконец пришли в Россию через компанию "Aquadrive" анонсированные более года назад на выставке в Майами (см. №189 "КиЯ") супермоторы "Mercury Verado". Представитель бельгийской штаб-квартиры фирмы Жан-Клод Клавье официально напутствовал революционную модель и выразил сожаление, что не имеет достаточно времени, чтобы передать свое восхищение этими моторами. Представший перед объективами прессы под шампанское и аплодисменты импозантный подвесник недолго простоял в красном углу стенда в одиночестве и вскоре нашел своего счастливого владельца. В этом сезоне ожидается продажа четырех моделей мощностью от 200 до 275 л.с.
Британский дизайнер Дональд Старки представляет новый бренд отечественных моторных яхт
Презентационную эстафету поддержал ближайший родственник "Mercury" — "Quicksilver" — через своего московского представителя компанию "Нептун НБ". Тот же Ж.-К. Клавье продемонстрировал публике свежую модель катера-лимузина в модном спортивном стиле 30-х гг. "Quicksilver Classic 20". Несмотря на архаичные формы, 20-футовое судно, оборудованное мотором мощностью 235 л.с., разработано с применением всех современных технологий и останется единственным в ряду прочих катеров "Quicksilver", более ориентированных на рыболовов-любителей. Впервые была официально показана в Москве компанией "Адмирал — Маркет Марин" и новая серия моторов "E-Tec" от "Evinrude".
Еще одним шумным мероприятием, с традиционными длинноногими красавицами, зажигательными танцами под оглушительную музыку и скрипичным дуэтом, вступавшим в паузах, стала демонстрация американских катеров "Cobalt". Эти дорогие суда, которые сами представители фирмы согласны сравнивать лишь с автомобилями "Rolls-Royce", предстали, что называется, во всем блеске. Специалисты верфи особо обращали внимание на исключительно высокое техническое и производственное качество лодок "Cobalt", выделяющее их из общей массы стеклопластиковых собратьев. Вопрос теперь в том, как примет эти недешевые катера отечественный рынок.
С сожалением отметим, что экспозиции, ориентированные на развивающийся средний класс, погоды не делали. Почти исчезли малые отечественные производители, перекочевали в основном на рыболовные выставки изготовители надувных лодок и РИБов, залетными птицами выглядели даже поставщики материалов для судостроительных производств. Зато приятной неожиданностью оказалось официальное появление в Москве финских моторок "Terhi" с корпусами из АБС-пластика. Компания "Альбатрос" видит перспективы сбыта их в России, поскольку крупносерийные термопластовые лодки дешевле стеклопластиковых, не менее прочны и обеспечены полноценной гарантийной поддержкой. Наблюдался интерес к алюминиевым украинским моторным лодкам "UMS-500", впервые выставленным еще в прошлом году. Строящий их Киевский судостроительный завод многие любители еще помнят по гребным лодкам "Язь". На этот раз их дистрибьютор, компания "Форс-Марин", выразил согласие провести с нами тест-драйв своих новинок, явно нацеленных на нишу, занятую сегодня "Сильвером" и "Мастером". Полная гамма "Сильверов" была представлена на обширном стенде, который обошелся питерской фирме в круглую сумму 70 тыс. евро. Стенд выглядел по-европейски очень привлекательным, продукция пользовались успехом у посетителей, однако директор "Спортсудпрома" Виктор Кожинов высказал серьезные претензии организаторам весенней бот-шоу под флагом "ITE Group".
Питерский же "Хардтоп-Марин" остался результатами выставки вполне доволен. По словам его директора Михаила Фартушного, общая культура рынка, по крайней мере московского, существенно подросла. Спросом начали пользоваться не только американские суперкатера, но и внешне менее броские, но куда более практичные "мореходы" вроде "Nord Star Patrol 31" — для дальних походов на крупные озера Северо-Запада.
По-серьезному в этот раз заявил о себе бизнес крупных магазинов морских товаров. Наконец-то появился персональный стенд у одного из старейших поставщиков лодочной комплектации — финского "Maritim", не сдавали позиций "Vetus", "Euro Marin", уверенно держались наши фирмы "Царь", "Мореман", который представил новый обширный каталог продукции, "Фордевинд-Регата" и "Техномарин".
"Лучше всего продаются те модели, которые есть в наличии у дилера, — разоткровенничался руководитель одной из фирм. — В ассортименте клиент пока слабо разбирается и "берет, что дают", да и желание купить лодку немедленно порой перевешивает возможные реальные преимущества другой модели, которую придется заказывать и ждать. А поскольку норма прибыли на более дорогие суда выше, то сегодня дилерам интереснее выкупить "на себя" одну-две дорогие лодки, чем пять-шесть подешевле".
Таким образом, получается, что пока в России (или, точнее, в Москве) не спрос управляет предложением, а предложение — спросом. По крайней мере, в ценовой категории до 400-500 тыс. евро. И если это действительно так, то ситуация на московском рынке выглядит несколько "перегретой" — появление крупной партии удачных и относительно недорогих судов (или нового дилера с таковыми) может серьезно изменить всю его структуру. В связи с этим, видимо, нужно говорить о том, что по-настоящему российской выставки судов сейчас нет. Московская, пусть крупнейшая по обороту и действующая в самом крупном и богатом городе России, представляется нам в полном смысле слова "местечковой", не работающей на перспективу и не отражающей структуру рынка страны в целом.
Парусные суда были, как мы уже сказали, представлены крайне слабо. Серьезнее всего здесь выступили французы — "вживую" демонстрировались лодки от консорциума "Beneteau"/"Jeanneau", большой стенд (правда, без лодок) развернул и дилер "Dufour" — компания "Marine Tech Service" из Геленджика, один из наиболее успешно работающих у нас "парусных" торговцев. Не приехали немецкие яхтостроители, хотя выставку (и, отметим, стенд "КиЯ") посетил один из руководителей возрождающейся фирмы "Dehler". Эта компания, практически уже скинутая со счетов буквально всеми конкурентами (еще в Гамбурге на ее стенде царило похоронное настроение), недавно нашла новых инвесторов, реорганизовалась и планирует выпускать около 800 судов в год, а значит, вскоре может составить серьезную конкуренцию ряду "парусных" игроков сектора mass production (в первую очередь, видимо, в самом низшем его сегменте). Впрямую на наш рынок она пока выходить не готова, но начинает "прощупывать" его. Что ж, усиление конкуренции — всегда благо для потребителя.
В этой связи надо отметить и посещение выставки польскими яхтостроителями, в частности, членом совета директоров верфи "Delphia Yachts" (мы писали о ней в нашем репортаже из Гамбурга) Войцехом Котом. "DY", как выяснилось из нашей беседы с господином Котом, вполне серьезно рассматривает выход на наш рынок парусных яхт — учитывая высокое качество современных польских лодок и их умеренные цены, это может оказаться определенным прорывом в России, традиционно предпочитающей мотор парусу. Приятно, что практически все перечисленные "парусные" фирмы сами предложили "КиЯ" свои суда для тестов и (большая редкость в наше время!) сами же заявили о готовности следовать редакционной традиции и никоим образом не стараться влиять на наши окончательные выводы, которыми мы по результатам тестов поделимся с читателями.
Элитные и суперэлитные парусные суда были представлены голландскими яхтостроителями — "Royal Huisman", "Conyplex", "C-Yachts" и др. Стенд "Royal Huisman" практически пустовал — посетители, готовые потратить на приобретение яхты несколько миллионов (а лучше — десятков миллионов) евро, на выставке не появлялись. Представителям фирмы пришлось искать их в "неслужебное" время, посещая разнообразные светские приемы и VIP-тусовки. У "Conypleх" и "C-Yachts" дела шли лучше — если прямые контракты на поставку судов и не были подписаны, то, по крайней мере, несколько потенциальных покупателей, изъявивших желание посетить верфи и по результатам визита принять окончательное решение, нашлись.
Любопытную новинку (пока только в виде модели) демонстрировали выступившие совместно питерские верфи "Компан Марин" и "Morozov Yachts": речь идет о быстроходной круизной яхте "А 38", в обводах корпуса которой реализована одна из давних идей А. Тараненко: отсутствие приводящих ватерлиний. По нашим сведениям, возможностью приобретения подобной лодки (в личное, заметим, пользование) всерьез заинтересовался один из присутствовавших на выставке голландских судостроителей, с первого взгляда почувствовавший перспективность проекта.
Низший сектор парусных лодок был представлен продукцией питерской компании "Артмарин". Задвинутая устроителями в самый дальний угол третьего павильона, фирма в первый день не могла похвастаться наплывом посетителей. Но потом "народ пошел". "Артмарин" демонстрировала вживую ставший уже знаменитым парусный фофан (доработанный по сравнению с предыдущей выставкой), два тузика (парусный и гребной), а также знакомила гостей с эскизным проектом крупного парусного швертбота, выказывая приятный оптимизм и желание развивать свое производство, пополняя, увы, крайне небогатый пока ряд отечественных парусников.
На выставке можно было видеть и надувной парусный швертбот "Walker bay", чем, строго говоря, показ парусных судов и ограничился...
Конечно, говоря о парусной части выставки, нельзя не вспомнить встречу с Виктором Языковым, пришедшим на MIBS и побывавшим на стенде "КиЯ". Он поделился с редакцией своими планами, рассказал о нынешнем состоянии дел с его лодками и проектами, и мы надеемся, что в обозримом будущем сможем приоткрыть для наших читателей завесу неизвестности, на долгое время скрывшую от нас этого заслуженного, но очень скромного человека.
Еще одной любопытной премьерой, ориентированной, правда, тоже на слой хорошо обеспеченных клиентов, стал показ компанией "Марине-тек", занимающейся строительством и оборудованием марин, индивидуальных (!) яхтенных стоянок от фирмы "Вилла-Понтон". Московский рынок первым столкнулся с необходимостью создания современной береговой инфраструктуры, и появились реальные проекты и инвесторы, готовые к революционным переменам в этой области. К сожалению, в этой сфере, по словам директора "Ма-ринетек" Анны Лебедевой, выставка оказалась неудачной — корпоративные клиенты должного уровня ее практически не посещали, зато частные лица обратили на новинку большое внимание.
Тенденция последних лет отчетливо показала, что MIBS в нынешнем виде, если и остается самым "раскрученным" событием на отечественном малотоннажном рынке, но уже не отражает истинное положение дел на нем. Заоблачные расценки за единицу выставочной площади, от которых слегка "приседают" даже опытные зарубежные менеджеры, существенно затрудняют прямой выход на московский (читай, российский) рынок тех компаний, чей бизнес может существенно пострадать от инвестирования нескольких десятков тысяч условных единиц в выставочное мероприятие, не поддержанное как следует рекламой, не предусматривающее льгот для мелких и средних товаропроизводителей, в том числе и отечественных, да и вообще предоставляющего не самые комфортные условия для размещения экспозиций. Характерным здесь может послужить мнение все того же М. Шемкеса из "Jeanneau", опытного руководителя, не понаслышке знающего положение дел на других выставках мира. "Продавать живые лодки на этой выставке можно хорошо. Шесть-семь нужных нам человек с деньгами ее всегда посетят. Но отсутствие должного уровня сервиса, рекламы и количества посетителей не позволяет говорить о серьезной работе на перспективу здесь и о нормальной рекламе своей фирмы".
Нельзя не отметить и то, что выставка ориентирована почти исключительно на обеспеченного розничного клиента. Фирм и экспонентов, предлагающих товары и услуги, нацеленные на профессиональный и корпоративный рынки, было крайне мало, а те, кто предлагал такие услуги или товары, отмечали, как и А. Лебедева, что в корпоративном секторе выставка для них — практически провальная, посетители нужного уровня ее обошли вниманием. В этой связи не такой уж большой откровенностью прозвучали для нас слова директора одной из фирм, представленных на выставке (он, однако, просил не афишировать его имя): "Да это просто форма "выездной торговли". Никто здесь не думает о перспективах, стратегии роста и прочей ерунде. Задача одна — привезти и продать".
Весьма негативно о выставке отозвались голландцы, чей объединенный стенд соседствовал со стендом "КиЯ": "С нас собрали немалые деньги, но не потрудились обеспечить хотя бы нормальную рекламу и посещаемость выставки", — пожаловался на организаторов Мишель Шууринг из агентства "Just Nautic". Собственно производителей, непосредственно (а не через дилеров) представленных на бот-шоу, тоже было немного, а число отечественных судостроителей, выставивших "живые" лодки, оказалось и вовсе меньше, чем пальцев на одной руке (и это не метафора!).
В определенном смысле выставка MIBS, как зеркало, отразила нашу больную экономическую ситуацию в целом — вливающиеся в страну нефтедоллары стремительно расходуются на рынке дорогих и сверхдорогих импортных товаров и услуг, внутреннее производство растет крайне слабо, а отечественный производитель отечественному же инвестору малоинтересен.