Основные данные яхты проекта "Восток"
Информация об изображении
Общий вид яхты по проекту "Восток" с планировкой палубы и внутренних помещений
Общий вид яхты по проекту "Восток" с планировкой палубы и внутренних помещений
Длина, м: | |
- наибольшая по корпусу | 18.0 |
- по КВЛ | 15.0 |
Ширина, м: | |
- наибольшая по корпусу | 5.0 |
- по КВЛ | 4.3 |
Высота борта на миделе, м | 2.12 |
Осадка максимальная, м | 2.45 |
Полное водоизмещение, т | 22* |
Площадь парусности, м2: | |
- грот | 67 |
- генуя | 1 02 |
- стаксель | 37.5 |
Двигатель, л.с. | 110 ("Volvo Penta TAMD 31M") |
Скорость под двигателем, уз. | Ок. 9 |
Дальность плавания, мили | Ок. 500 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
* По проекту, реальное водоизмещение — около 25 т.
Итак, "Nordlicht" — 60-футовая крейсерская яхта категории "long voyage cruiser" — построена по проекту "Восток". Хотелось бы, конечно, попытаться использовать отечественную терминологию, но вот словосочетание "дальний крейсер" несет в себе ощутимый милитаристский оттенок. Впрочем, сам автор проекта утверждает, что для действительно дальних плаваний яхта все же маловата и больше подходит под определение "семейный крейсер" (заметим здесь, что границы этих неофициальных классификаций довольно размыты, но все же яхты длиной 60 футов в Европе считаются предназначенными для дальних плаваний). Тем не менее желаемые районы плавания заказчиками судна указаны довольно четко: это Балтика и Средиземноморье. Исходя из этого определялись и многие параметры судна — так, например, вместимость топливных цистерн как раз рассчитана таким образом, чтобы "Nordlicht" могла пройти под двигателем всю Балтику без дозаправки.
Внешний облик и архитектура лодки довольно типичны для современных крейсерских судов таких размерений — классическая килевая яхта, скомпонованная по принципу "поднятого салона" ("raised saloon"), при котором настил этого помещения заметно выше остальных отсеков, а на палубе располагается внушительная надстройка. Однако "Nordlicht" внешне заметно отличается от построенной по такому же принципу "Meta" — сильно скошенные штевень и транец в сочетании с приплюснутыми пропорциями рубки с темной полосой "цельного" иллюминатора во всю длину придают яхте стремительный вид.
Корпус лодки, как уже говорилось, сварен из алюминиевого сплава, толщина обшивки — 5 мм. Благодаря достаточно большой толщине листов удалось минимизировать сварочные и остаточные деформации. Конструкция корпуса — продольный набор на рамных шпангоутах, обводы — круглоскулые, применен относительно неглубокий (с большой хордой) плавник с чугунным балластом. Пропорции яхты и главные размерения практически в точности соответствуют многим ее широко известным зарубежным "одноклассницам" — например, "Farr 585" — однако водоизмещение отечественной яхты заметно выше. Впрочем, в том, что она получилась перетяжеленной, признался в интервью "КиЯ" и сам ее создатель — конструктор КБ "Квартет" Василий Алексеев. Причин тому много, одна из них — замена заказчиками в процессе обстройки полагавшейся по проекту легкой мебели: после консультации с капитаном судна было решено оборудовать крейсерскую яхту более комфортабельной, подобающей такому судну по статусу. По желанию заказчиков была также очень сильно увеличена емкость аккумуляторов (до 1000 А-ч) и запасы пресной воды — к имеющейся цистерне емкостью 400 л добавляются еще две эластичные емкости суммарным объемом в 300 л.
Планировка подпалубных помещений в целом стереотипна. Две каюты находятся в корме симметрично ДП, в центре — просторный салон. В отличие от уже упомянутой "Meta", салон которой скомпонован очень плотно, свободного места в центре судна у "Nordlicht" куда больше (не забудем, впрочем, две вещи — она на 10 футов длиннее, к тому же на "Meta" более просторные каюты). Кроме того, "Meta" — плавучий дом "для одного", "Nordlicht" же обязана предоставить жизненное пространство шестерым и, по требованию заказчиков, еще и гостям — в итоге салон рассчитан на десятерых. Соответственно таким высоким требованиям к обитаемости яхта и оборудована — на ней имеются кондиционер и отопитель, три холодильника, две душевые кабины, для приготовления горячей пищи на камбузе установлены плита и микроволновая печь. Надо отметить демократичность планировки — каюта штатного экипажа (в корме по правому борту) размещена точно так же, как и гостевая.
Штурманское место сильно оттянуто назад и располагается по правому борту в проходе между кормовыми каютами и салоном — симметрично ему относительно ДП организован камбуз. В носу находится еще одна большая каюта. Ее планировка и отделка несколько отличаются от общепринятых на яхтах таких размеров. В каюте по правому борту — две двухъярусные койки, нижняя из которых может раскладываться, образуя довольно широкий диван. Тем самым каюта превращается из исключительно спального отсека в более утилитарное помещение, способное, например, днем послужить рабочим кабинетом — редкое решение. Из этой же каюты можно пройти еще дальше в нос — в парусную кладовую, завершающуюся таранной переборкой (канатный отсек находится здесь же).
В кормовой части яхты — большой отсек, в котором хранится надувная лодка (четырехметровый "Мнев" с алюминиевым днищем). Доступ к ней осуществляется через большой люк в транце, который прикрывают створки с электрическим приводом. К сезону 2005 г. должны появиться съемные шлюпбалки, которые позволят держать лодку наверху в полной готовности (например, для плавания в шхерах).
Палубное оборудование яхты включает две электрические лебедки "Lewmar", используемые для работы на шкотах, фаловые лебедки — традиционные ручные, хотя фалы могут быть заведены и на электрические. Использована мачта производства "Sparcraft" с тремя рядами краспиц. Дополнительно установлена пара бакштагов, служащих для поддержания натяжения внутреннего штага, на котором поднимается стаксель.. Первоначальное вооружение яхты не предусматривало геннакера или спинакера, однако по итогам первой навигации вопрос об оснащении яхты ген-накером все же остался. Применена закрутка грота в гик. Кокпитов на яхте два — глубокий средний ("гостевой") и более мелкий на корме ("рулевой"), вокруг которого и сосредоточены все лебедки. Разделяет кокпиты широкий комингс, по которому сверху идет погон гика-шкота.
Под стать всему остальному и навигационная система лодки: она, например, включает в себя сразу два чарт-плоттера (наверху и внизу), что позволяет прокладывать курс из рулевого кокпита. Разумеется, имеется на лодке и авторулевой.
Яхта строилась довольно долго: ее проектирование началось в самом начале 2000 г., а вот на воду она была спущена лишь в 2004 г. — очень медленно шла достройка, в ходе которой в оригинальный проект "Восток" было внесено немало изменений, ставших результатом очень плотной совместной работы конструкторов и заказчиков лодки. Характерно, что все три стороны (конструктор, строитель и заказчик) остались довольны друг другом.
Одним из серьезных испытаний нового судна явилась осенняя гонка до о.Гогланд и обратно — порядка 170 миль по генеральному курсу. Фактически она стала первым дальним плаванием "Nordlicht". Погода (а это был уже конец сентября) выдалась тяжелая — ветер порывами до 20 м/с, высота волн, по оценкам ряда гонщиков, превышала 3 м (не нужно забывать, что это — "тяжелая", короткая и крутая волна Финского залива). Яхтсменам пришлось очень нелегко — одна яхта сошла с дистанции из-за открывшейся течи, некоторые потеряли все носовые паруса.
"Nordlicht" в этих условиях проявила себя замечательно, без малейших неполадок пройдя всю дистанцию. Серьезная проблема оказалась лишь одна — выяснилось, что система уборки грота в гик не может заменить собой классический способ взятия рифов. При намотке грота в гик он собирался мешком у мачты и нормально не работал (никакими силами растянуть его по гику не получалось). По мнению конструктора, яхте нужно вернуть обычные риф-шкентели, а закрутку использовать лишь для полной уборки грота. Однако, как считает капитан яхты Павел Пастухов, можно обойтись без риф-шкентелей — просто надо научиться правильно работать с системой закрутки (для экипажа это был первый выход на этой яхте, и навыков обращения с ее оснасткой еще не приобрели).
Яхта, по мнению Павла, получилась очень мореходной и сухой — даже в ходе этой тяжелой гонки палубу не поливало.
"Два более или менее заметных недостатка, — считает капитан "Nordlicht", — это некоторая нехватка остойчивости и определенная трудность управления при сильном крене, когда яхта лежит по ватервейс. Первая причина вызвана малой осадкой, на уменьшении которой настаивали владельцы. Как следствие, рифы приходится брать чуть раньше, чем на "Цетусах" — но это должно быть устранено к новому сезону. "Виляние хвостом" при сильном крене устранить уже не удастся, это следствие достаточно широкой кормовой оконечности, близкой по форме к плоским швертботным обводам1. Если грамотно учитывать эти факторы, то никаких трудностей управление яхтой не вызывает даже в тяжелых погодных условиях.
Пожалуй, стоит еще отметить, — продолжает Павел, — что излишним на яхте такого типа является погон гика-шкота (мы уже отмечали исчезновение этой детали с крупных крейсеров зарубежной постройки.) — здесь он мешает. В целом же, скажу, что "Nordlicht" получилась весьма удачной — это очень комфортабельная лодка, поворотливая (крутится буквально, как швертбот) и быстрая. Скоростные ее качества на хорошем уровне — мы не ставили своей целью специально снимать полярную диаграмму, но в галфвинд при ветре силой 3-4 балла яхта идет со скоростью 10-12 уз, а на лавировке при 3 баллах показывает до 8 уз".
Еще более выразительно охарактеризовал построенную яхту один из ее владельцев, дословно сказавший следующее: "В итоге, мы получили именно то, что хотели. Яхта, на наш взгляд, хороша, и полностью соответствует поставленным задачам. Считаем нужным отметить, что сам по себе процесс строительства оказался крайне интересным и увлекательным делом. Так что можем посоветовать всем, кто планирует приобретать новую яхту, всерьез рассматривать проектирование и строительство судна у нас в России — помимо заметной экономии средств, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие от самого наблюдения за постройкой судна".
Что ж, подводя итоги, можно констатировать — парусный флот России потихоньку начинает пополняться новыми судами. "Nordlicht" фактически стала флагманом — на сегодня это самая большая парусная яхта в Санкт-Петербурге и одна из крупнейших в России. Отрадно и то, что владельцы "Nordlicht" осознанно выбрали в качестве проектировщика и строителя именно отечественные предприятия — в самом деле хотелось бы, чтобы их пример не остался незамеченным.
Примечания
1. Как считает конструктор, такое поведение яхты есть следствие ее большой инерционности, в силу чего она медленнее реагирует на перекладку руля и требует предугадывать ее реакцию на волну раньше, чем на более легких яхтах.