Начать стоит с "Yachtzentrum Greifswald" — хотя бы потому, что вкратце упомянутая нами в гамбургском материале "Hanse 461" признана "Европейской яхтой года" в категории "Инновационное судно". Жюри, состоящее из редакторов 12 крупнейших европейских журналов, отметило практически все то же самое, что и мы: применение эпоксидной смолы в массовом производстве (150 корпусов в год, используются препреги от "SP Systems"), выдвижное электрическое подруливающее устройство, просторнейший салон и отличную эргономику как интерьера, так и палубы, а также высокие ходовые качества судна, спроектированного "Judel/Frolijk&Co" — создателями яхты "Alinghi", последнего победителя Кубка "Америки". Стенд "YG", расположенный в 16-м павильоне выставки, был большим — шесть судов — и таким же популярным, как и Гамбурге: к концу дня менеджеры теряли голос от общения с массой посетителей.
Поздравив владельца верфи с получением почетной награды, мы поинтересовались текущим состоянием дел на "YG" и перспективами.
— Перспективы? — переспросил нас Михаэль Шмидт. — Для нас они очевидны: из второго производителя в Германии мы должны стать вторым в Европе. На это я отвожу... Давайте о конкретных сроках не для печати, хорошо? Но замечу, вторыми в Германии мы смогли стать всего за десять лет. Приезжайте к нам осенью — как раз введем в строй новый цех, будет на что посмотреть.
— Какой рынок вы сегодня наиболее активно осваиваете? — спросили мы.
— Как ни странно, это Австралия, — вступает в разговор Дёртке Шмайндт, менеджер по маркетингу.
— Несколько лет назад мы продали туда первую яхту, а теперь одну за другой чуть ли не еженедельно отправляем на Зеленый континент. Австралия, окруженная двумя океанами с их суровыми штормами, нуждается в добротных и мореходных судах, красивые игрушки-однодневки там не в почете, и мы рады, что австралийцы смогли так быстро оценить одно из важнейших качеств яхт "Hanse" — их надежность. Кстати говоря, "531-я" на последней сиднейской выставке получила почетный титул "Yacht of the Show".
— Что вы думаете о российском рынке?
— Психология российского покупателя для нас пока — загадка. Мы уже поставили в Россию несколько яхт, но структура сбыта наших лодок не соответствует привычной для европейского рынка — россиян интересуют самые большие и дорогие суда. Но надеемся, что это вскоре изменится и на российском рынке появятся более дешевые яхты из линейки "Hanse". Для того чтобы стимулировать интерес к ним, мы рассматриваем вопрос о возможном спонсировании какой-нибудь из санкт-петербургских парусных регат.
— А вот в московской бот-шоу мы точно участвовать не будем, — вновь присоединяется к беседе подошедший владелец верфи. — Я тут подсчитал затраты — очень дорого. Думаю, петербургская выставка предпочтительнее. Одну, может быть, две яхты мы попробуем там поставить.
— Вы представляете какие-нибудь новинки на этой выставке?
— На этой — нет. Но наши лодки обязательно будут совершенствоваться и далее. Сегодня первенство яхт "Hanse" по качеству и надежности среди крупносерийных лодок никем не оспаривается (по крайней мере, в Европе), и теперь мы серьезно собираемся заняться элегантностью и внешним видом своих судов — уже в ближайшем будущем в этом вопросе мы перестанем уступать "Бавариям".
— Если говорить о надежности, можно еще один вопрос? В каком состоянии самая первая яхта, выпущенная "YG"? Что-то вообще известно о ее судьбе?
— Да, хороший вопрос. Мы совсем недавно им озадачились. Но знаешь, первый год существования верфи был просто сумасшедшим. Никаких записей о ранних клиентах не сохранилось. Мы обратились ко всем яхтенным журналам с просьбой помочь отыскать нашу первую лодку и ее владельца. Если судно на воде, выкупим его и отреставрируем. Яхты "Hanse" уже начали приобретать столь ценимый понимающими заказчиками ореол легенды — пора подумать и о собственной истории...
От стенда "YG" мы перешли к соседнему стенду голландской верфи "Conyplex B.V.", где нас радушно принял ее владелец Фриц Конайн вместе со своим петербургским представителем австрийским предпринимателем Лео Ноймайером. Последний уже продал в Россию одну "Contest 48" и нацелен на серьезную работу с отечественными заказчиками. Тем более что основной конкурент — "Oyster" — еще только приглядывается к нашему рынку. Фирма выставила две модели — уже известную читателям "Contest 44 CS" и более крупную "Contest 50 CS". Даже поверхностный взгляд на палубы и обводы этих судов говорил знающим людям о многом — добротные, надежные яхты открытого океана. "50-я" была с традиционным глубоким килем, "44-я" — с неглубоким крылатым, такова была прихоть владельца, личная яхта которого экспонировалась на стенде. Оба судна имеют расположенные в центре кокпиты, окруженные массивными комингсами. Хорошо продуманная планировка кокпитов и расположение дельных вещей позволяют без труда управлять яхтой в одиночку, а погоны гика-шкотов вынесены на кормовую палубу.
Планировка подпалубного пространства у этих лодок оказалась стереотипна — фактически они различались размерами салона. В остальном яхты внутри схожи, как две капли воды: большая каюта владельца в корме, гостевая — в носу, камбуз — в проходе из каюты в салон, большое штурманское место по левому борту. Вся внутренняя отделка выполнена из тика.
Фирма серьезно подходит к работе со своими заказчиками, упирая не только и не столько на престижность и "круть немеряную" своих лодок ("50-я" только в штатной комплектации, к примеру, стоит порядка миллиона евро — чуть ли не вдвое больше, чем более крупная "Hanse 531"), сколько на их технические качества. Перед каждой лодкой стоит стенд, на котором, помимо обычных ТТХ, присутствуют и "поляра", и диаграмма статической остойчивости.
— Как и "Oyster", наши яхты предназначены для обеспеченного человека, понимающего толк в дальних океанских плаваниях и ценящего надежность судов, их комфорт и удобство на борту, — говорит Лео Ноймайер. — Многие владельцы живут на них буквально годами и совершают, в том числе, очень дальние плавания. Лично мне по душе концепция лодок "Contest" как мореходных и комфортабельных судов. Возможно, они чуть тихоходнее, чем "Swan" или "Baltic". Но посуди сам — так ли много значат какие-то пол-узла, когда ты никуда не торопишься, а просто плывешь через океан в свое удовольствие? Плывешь надежно, безопасно, практически с домашним комфортом. Посмотри, какие каюты, а какое качество отделки! Это — супер, "Bentley" парусного мира. Ну, конечно, есть и такие, кому больше по душе "BMW".
— То есть в гонках ваши лодки участия не принимают?
— Это смотря в каких. Мы начали организовывать специальные гонки практически на профессиональном уровне специально для владельцев яхт "Contest" (как выпускающихся сегодня, так и классических), желающих померяться своими силами. В этом году такая регата "MeesPierson Contest Cup" пройдет в июне у нас дома, в Медемблике. Еще одно похожее мероприятие — "Mediterranean Contest Meeting" (тоже исключительно для владельцев яхт "Contest") — состоится в августе в Пальма-де-Майорка. Эти встречи задуманы как своего рода закрытый клуб для избранных, чем-то напоминающий те регаты, которые проводит для своих заказчиков верфь "Nautor". А в обычных гонках наши яхты не участвуют — мы не задумывались об оптимизации их под правила обмера и делали суда с упором на мореходность, а не на скорость.
Информация об изображении
Общий вид новой "Contest 65 CS", мировая премьера которой состоится в Москве
— А как у них обстоят дела с надежностью? А то в России пластика немного опасаются — считают, что он не очень долговечен.
Общий вид новой "Contest 65 CS", мировая премьера которой состоится в Москве
— Ха! Ты что, смеешься? Нам 46 лет, и наша самая первая яхта до сих пор на воде. Приезжай в Медемблик, покажем ее тебе. Мы и тогда, и сейчас очень тщательно подходили к организации производственного процесса. Про старые годы подробно рассказать не могу, лучше спроси Фрица, а нынче мы используем и технологию "infusion" для наиболее качественной пропитки ламината, и винилэфирные смолы — для предотвращения осмоса. Наполнитель у нас бальсовый — для теплоизоляции и жесткости корпуса это гораздо лучше пенопласта. Да вообще в Голландии плохо строить суда не умеют, так что покупатели на этот счет могут не волноваться. У нас каждый шестой житель имеет собственную лодку и разбирается в них очень хорошо — строить и продавать туфту на голландском рынке просто нереально.
— Какие новинки вы готовы продемонстрировать?
— Здесь никаких живых новинок нет. Но мы разработали новую яхту, топ-модель нашей фирмы — "Contest 65 CS", вот посмотри на рисунки. Кстати говоря, хотим провести ее всемирную презентацию именно в России, видимо, в рамках московской бот-шоу. Организуем там стенд с моделью "65-ки", а может, отдельно снимем конференц-зал в каком-нибудь престижном отеле и персонально пригласим туда потенциальных заказчиков. Ваш журнал, разумеется, тоже.
— И сколько будет стоить эта красавица?
— Порядка двух с половиной-трех миллионов. Это же эксклюзив, ручная работа. Мы в среднем делаем примерно 70 яхт в год, а этих будем строить одну-две в год, не больше.
Информация об изображении
Яхты "Elegance" и различные варианты исполнения рулевой рубки на этих судах
— А как насчет питерской бот-шоу?
Яхты "Elegance" и различные варианты исполнения рулевой рубки на этих судах
— Да, мы думали об участии — но вот увидели у вас в журнале фотографию бонов выставочного комплекса... и решили не приводить туда яхты. Но Петербург нас очень интересует и как демонстрационная площадка, и как регион с потенциально хорошим спросом. Так что будем ждать шагов владельцев "Ленэкспо" по повышению качества выставки. Вообще же мы намерены продавать в России три-четыре яхты в год.
От стенда "Conyplex" мы перешли опять к яхтам массового спроса — широко известным "Jeanneau", производимым в количестве едва ли не 1000 штук в год. У нас состоялась очень приятная встреча с латышским дилером этих яхт госпожой Лолитой Симановиче, давней читательницей "КиЯ". Стендисты компании были в приподнятом настроении — праздновали вручение их фирме награды "Лучшая европейская яхта 2005 г." (в категории парусных судов длиной до 12 м), которой была отмечена "Sun Fast 35" конструкции Марка Ломбара. "Jeanneau" тоже находится в стадии освоения российского рынка — сравнительно недавно фирма заключила дилерское соглашение с одной из отечественных компаний и теперь, надеемся, ассортимент предлагаемых на нашем рынке парусных судов еще расширится. По словам директора верфи по маркетингу, компания нацелена на серьезную работу в России и планирует для начала продавать здесь не менее пяти яхт ежегодно.
Буквально в двух шагах от стенда "Jeanneau" мы увидели логотип "DK Yachts". Подошли, и, естественно, скромно поинтересовались — как там дела с "азиатским долгостроем" (см. "КиЯ" №192)?
— Яхта на воде и вовсю проходит ходовые испытания. Жаль, правда, что пока так и не было подходящего ветра. Но то, что было. О-о-о, это суперсудно! — восторженно заявил Ханнес Ваймер, один из руководителей верфи.
— Так что было-то? — продолжали допытываться мы.
— Замерили скорость в 20 уз при ветре скоростью 10.5 уз.
No comments, как говорится.
Здесь же неподалеку нас привлекла яхтенная легенда — "Westerly"! Неужели? "Westerly" возвращается? Да, возвращается — но совсем не той, какой была. Право на использование торговой марки приобрела словенская компания из Любляны, которая теперь будет строить ультрасовременные яхты (сэндвичевый углепластик на эпоксидном связующем, опять-таки производимый по технологии "infusion").
— А что такого? Чем мы хуже "Shipman"? — сказали нам молодые парни, представляющие верфь на стенде. — Вон, гляди, мы сюда ее нос притащили, на котором технологию отрабатывали. Младенец одной рукой поднимет, а прочность... Вот тебе кувалда, попробуй, не стесняйся.
Пробовать, конечно, мы не стали, просто пожелали удачи "новой старой" марке. Но все-таки жаль, что фактически-то "Westerly" исчезла. То, что показали молодые энергичные словенцы, имеет такое же отношение к заслуженным яхтам, как "Bugatti" производства "Volkswagen" — к оригинальным довоенным машинам.
По соседству, в 14-м павильоне располагался стенд еще одной крупной яхтенной верфи, также представленной теперь в России. Компания "Dufour" недавно обзавелась дилером в Геленджике и рассчитывает продавать у нас в год не менее пяти-шести своих яхт. Фирма смогла все же выкарабкаться из кризиса, который едва не смел ее с рынка — напомним, сейчас "Dufour" делает около 800 лодок в год, оставаясь независимой компанией, успешно отражающей натиск "Beneteau". Российский дилер появился и у "Elan" — другого известного европейского изготовителя (порядка 220 судов в год). В первый день работы выставки на стенде "Elan" прошла широкая презентация новой модели — яхты "Impression 374", очень элегантной и быстроходной (как заверяли менеджеры верфи), которая предлагается по довольно демократичной (увы, лишь по меркам западноевропейского рынка) цене. Конструктор лодки — знаменитый британец Роберт Хамфри.
Информация об изображении
"Linssen Grand Sturdy 299 AC" — интересная новинка ведущей голландской верфи
Далее мы направились в 6-й павильон ("павильон суперяхт") к стенду голландской верфи "Blueprint Marine B.V." — недавно созданного предприятия, строящего технически очень интересные моторные яхты серии "Guardian". Владелец верфи Роберт Праккер — сам бывший профессиональный капитан, поэтому представленный им головной образец новой 50-футовой лодки можно назвать "мечтой моряка". Судите сами: надежный эпоксидный корпус (построен по технологии "infusion") с пятью водонепроницаемыми переборками, система поддержания дифферентовки судна, самостоятельно перекачивающая топливо и балластную воду в нужные цистерны, удобный вход в просторное машинное отделение и главная изюминка — компьютеризированное управление судном. Практически все функции судна контролирует бортовой компьютер, в свою очередь управляемый с большого сенсорного дисплея. На наш первый же вопрос — что будет с судном, если дисплей или компьютер выйдут из строя, владелец верфи молча показал на два аварийных независимых поста управления — в ходовой рубке и у входа в машинное отделение. Действительно, в каждой детали этой незаурядной по задумке лодки чувствуется солидность и надежность. А корпус, например, имеет особые туннельные обводы, специально доводившиеся в тестовом бассейне в Саутгемптоне. Роберт Праккер уверяет, что по сравнению с "глубоким V", применяемым большинством конкурентов, "Guardian 50" развивает скорость на два узла больше, чем другая яхта с такими же двигателями.
"Linssen Grand Sturdy 299 AC" — интересная новинка ведущей голландской верфи
Поразил и салон судна — в отличие от подавляющего большинства моторных яхт, в нем применено не лакированное, а полированное дерево. Дизайн таков, что гораздо проще представить себя в дорогой квартире, нежели в 15-метровой яхте — при этом отделка обеих кают более сдержанная и по стилю больше похожа на интерьеры "Wally", представленной в начале журнала: минимум дерева, плоские светлые поверхности с цветными вставками. Цена тоже сравнима с ценой на квартиру, точнее, загородный дом — она в несколько раз выше цены сравнимых по длине "стальных голландцев". Впрочем, такое судно стоит того — вот только найдутся ли в России ценители, достойные его? Ведь идеология яхты подразумевает отсутствие штатного (наемного) капитана и, как следствие, высокий уровень компетентности владельца, и его желание самостоятельно управляться с судном. В России это не принято — по крайней мере, в среде владельцев "миллионных" яхт. Тем не менее верфь очень серьезно интересуется российским рынком и подумывает о презентации своих лодок на московской бот-шоу.
По соседству с "Guardian" располагался стенд малоизвестной широкой российской публике австрийской компании "Silver Wave" — подразделения холдинга "List GmbH". Штучные краснодеревые катера поражали качеством изготовления и изяществом форм — особенно новый прототип, который смело можно окрестить "Bugatti" на воде". На наш вопрос, для кого предназначены эти необычные, быстроходные, но абсолютно непрактичные лодки, владелец предприятия ответил коротко: "Crazy boats for crazy peoples". Кстати говоря, в 13-м павильоне был представлен еще один необычный скоростной катер, тоже построенный австрийцами: но в отличие от судов "Silver Wave" он относится к стилю "high-tech" (мы планируем подробно описать его в одном из ближайших номеров).
Напротив "Silver Wave" находился стенд "Oy Nautor AB" (единственного представителя парусных судов в шестом павильоне), где нас тоже ждали — и ждали, оказывается, не зря. Фирма все-таки запустила программу представления своих судов в России и сейчас находится в стадии подписания контракта с будущим дилером, а сама презентация дилерской сети яхт "Swan" намечена на середину весны. Новинок верфь никаких не выставила — стоял все тот же "Swan 46", что и в Гамбурге. Уже по традиции мы затронули вопрос о долговечности и, конечно, поздравили работников предприятия с 40-летием фирмы.
— Надежность яхт, — говорит Иоаким Хилден, технический менеджер компании, — для нас является абсолютным приоритетом. Все делается ради этого. За счет чего достигается? Мы используем смолы, ткани и комплектующие из числа имеющихся на рынке, любой другой изготовитель может использовать их же. В проектах тоже нет ничего секретного — мы сотрудничаем с Германом Фрерсом уже 20 лет, но он работает и на другие верфи — любой может заказать ему проект. Так что наше отличие — только в качестве рабочей силы.
— И что представляет собой "средний рабочий" компании "Nautor"?
— Должен напомнить, что городок Питерсаари, где расположена наша верфь, является местом, откуда вообще пошло финское судостроение — первые суда здесь начали строить более 300 лет назад. Так что у всех жителей города, можно сказать, судостроительные гены. Нашему типичному рабочему примерно 42— 43 года, из которых он 22—23 года отработал на "Nautor". Вот что определяет качество нашей работы.
— Так что же все-таки с самой первой яхтой?
— С ней все в порядке. Приезжай в Питерсаари, сможешь выйти на ней в море — мы выкупили ее у владельца.
— Но в последнее время появились сообщения о падении качества яхт "Swan"?
— Действительно, на одной из недавно сделанных яхт расслоилась обшивка. Это второй случай за всю нашу 40-летнюю историю, первый был во время второй гонки "Whitebread". Мы тщательно проанализировали случившееся, и могу заверить, что больше подобное не повторится.
— Верно ли, что возникшая проблема — результат попытки прямого влияния новых инвесторов на производственный процесс?
— Сейчас уже инвесторы абсолютно не вмешиваются в техническую деятельность фирмы.
В шестом павильоне особо привлекал внимание огромный центральный стенд компании "Drettman GmbH", представлявшей яхты серий "Elegance" и "Cobalt". Эти роскошнейшие суда по многим показателям (в том числе и по так ценимой эксклюзивности) далеко позади оставляют большинство своих конкурентов, поэтому неудивительно, что они вызывали неподдельный восторг посетителей (многие из них были нашими согражданами). Компания недавно открыла в Санкт-Петербурге свое представительство, и как нам сказали, ближайшей весной на нашей воде появятся живые "Elegance" — заказы от российских клиентов уже есть.
Большим по традиции был и стенд "Ferretti Group", тоже представившей сразу несколько брендов — в их числе хорошо известный "Pershing". Блестящая голубая красавица, хорошо видимая из любой точки павильона, как магнитом, притягивала к себе взгляды посетителей.
Здесь, наверное, читатель может задать вопрос — а почему мы так увлеклись описанием всякого рода супердорогих судов? Дело в том, что в Дюссельдорфе основной упор делается именно на этот сегмент рынка. Более или менее "демократичные" суда обычно бывают широко представлены, к примеру, в Гамбурге. И павильоны выставки это подчеркивали — практически пустовали стенды с подвесными моторами. Немного посетителей было и в павильонах, показывавших сравнительно недорогие моторные суда, разве что на стенд польской верфи "Galeon" стояла едва ли не очередь. Поляки демонстрировали довольно большую линейку судов, включая новую модель "440", спроектированную известным конструктором Тони Кастро. Элегантные линии, очень высокое качество отделки, ни в чем не уступающее, пожалуй, даже немецким судам из более дорогого сегмента рынка — вот особенности моторных яхт и катеров этой верфи, чьи суда пользуются заслуженной популярностью в Германии. Тут же неподалеку стоял большой стенд РИБов украинской фирмы "Brig", укомплектованных подвесными моторами "Tohatsu".
Информация об изображении
На переднем плане яхта "Ovni 395", на заднем — новинка выставки "Impression 37"
Но самый большой украинский стенд фирмы "Royal Lagoon" располагался в 15-м павильоне. На 300 квадратах были выставлены две шикарные краснодеревые яхты — моторная и парусная, обе, увы, тоже ценой далеко за миллион евро. Качество изготовления обоих судов подтверждено Сертификатом "Bureau Veritas", придраться не к чему — просто идеальная работа херсонских судостроителей. Превосходнейшие яхты, созданные дизайн-группой "Ала", привлекали внимание состоятельных ценителей эксклюзива, а огромные мониторы беспрерывно демонстрировали процесс изготовления этих лодок, отличающийся высокой технологической культурой их производства. Жаль, очень жаль, что российские фирмы не могут (или не хотят?) выступить подобным образом. Да, безусловно, для того чтобы строить такие суда и так масштабно их представлять, нужны деньги, большие капиталовложения, но, как показывают наблюдения и в Гамбурге, и в Дюссельдорфе, подобных "стартапных" верфей в мире становится все больше (хотя бы вышеупомянутая "Blueprint Marine") и при правильном выборе рыночной ниши подобное "инициативное" производство судов оправдывает риск первоначальных вложений.
На переднем плане яхта "Ovni 395", на заднем — новинка выставки "Impression 37"
Мы расстались с руководством дизайн-группы, заручившись их обещанием пригласить нас на верфь для личного знакомства с производственным процессом, организованным на этом незаурядном, судя по первому впечатлению, предприятии.
Неподалеку от "Алы" располагался другой интересный для нас стенд — стальных голландских яхт "Linssen". Фирма, серьезно интересующаяся российским рынком, проводит летом этого года "Балтийскую экспедицию" — совместное плавание двух дюжин моторных судов собственного производства по Балтике от Германии до Санкт-Петербурга и обратно. Подобное мероприятие, устраиваемое фактически частными владельцами этих судов при спонсорской поддержке "Linssen", беспрецедентно. Правда, в Петербурге эти суда пробудут всего три дня. Но это событие должно стать знаковым для Питера как для морской столицы России, и очень хотелось бы, чтобы городские власти (а также таможенные и пограничные службы) с уважением отнеслись к подобному походу и приняли все меры, чтобы гости были встречены достойно, а оформление прихода и ухода экспедиционных яхт стало необременительным для их капитанов.
"Linssen" представила и новинку — малютку "Grand Sturdy 299". Как это принято на верфи, яхта будет выпускаться в двух вариантах: "AC" (Aft Cabin) с кормовой каютой и "Sedan" с большим кормовым кокпитом. Небольшое (и сравнительно дешевое) судно от одного из ведущих судостроителей Голландии, чьи яхты пользуются исключительной репутацией, вызвало буквально шквальный натиск посетителей на стенд фирмы, которая, как читатель уже, несомненно, догадался, тоже нашла российского дилера.
...Безусловно, о такой крупной выставке, как дюссельдорфская, можно рассказывать долго. Но в целом, если абстрагироваться от сверхдорогих яхт и всего увиденного, выставка как таковая позволяет выявить следующие основные тенденции немецкого рынка:
- рост и без того высокого интереса немцев к парусным судам и заметное падение к моторным, в первую очередь к относительно небольшим (5-7 м) лодкам и к подвесным моторам мощнее 60-75 л.с.;
- появление все большего числа ранее неизвестных "стартапных" верфей, "выдающих" очень качественный и высокотехнологичный продукт;
- продолжающееся давление крупносерийных судостроителей ("Bavaria", "Beneteau" и др.) на рынок с целью занять как можно большее число ниш в своей ценовой категории, следствием чего является расширение ассортимента предлагаемых ими судов — так, "Bavaria Yachtbau" расширила свой модельный ряд сразу в обе стороны, представив и маленькую 30-футовую яхту, и новый 50-футовый флагман;
- увеличение числа верфей, осваивающих технологию "infusion", а также применяющих эпоксидную смолу;
- все большую разборчивость немецкого покупателя — в этой связи есть определенная опасность того, что выдавливаемые с немецкого рынка изготовители (и дилеры) не самых качественных судов бросятся на российский рынок, интерес к которому наши читатели уже, надеюсь, почувствовали. Заметим, что многие даже скромные производители уже не удовлетворяются стандартным Сертификатом СЕ и предъявляют посетителям выставки Сертификат Ллойда или "Det Norske Veritas".
На этом пока остановимся.
P.S. В следующих номерах "КиЯ" мы планируем продолжить рассказ о наиболее интересных судах, представленных на обеих немецких выставках — гамбургской и дюссельдорфской.