Две новинки от "Петровича"
Известный петербургский конструктор Сергей Федорко ("Петрович") готовит к предстоящему сезону две новинки, имеющие отношение к водно-моторному спорту. Первая из них — чисто гоночная мотолодка длиной 3.8 м и шириной 1.5 м, отвечающая при незначительных модернизациях требованиям правил сразу нескольких национальных и международных классов и рассчитанная на установку моторов рабочим объемом от 250 до 550 см3. Корпус килеватостью 26° снабжен гидролыжей и неширокими продольными реданами. Деревянный болван (на снимке) уже готов к снятию матрицы. Испытания прототипа еще не проводились, но разработчик рассчитывает, что новинка составит на спортивных трассах серьезную конкуренцию распространенным в последнее время гоночным мотолодкам серии "Мираж", которую создал конструктор и гонщик Николай Евдокименков ("Конь") на основе популярного "Винрейса" (см. №188).
Вторая, более крупная лодка тоже имеет прямое отношение к спорту. Многие наверняка припомнят РИБ, который участники и зрители супермарафона "24 часа Санкт-Петербурга" окрестили "Черной акулой" (см. №186) — лодка уверенно лидировала большую часть гонки, и дойти до финиша не позволили лишь проблемы с двигателем. К сожалению, начиная с прошлого года трасса вокруг Петропавловки для "Акулы" закрыта — правила UIM запрещают использование поперечных реданов, во многом определивших ее великолепные скоростные качества.
В будущем сезоне лодка обретает новую жизнь — "Петрович" создает на ее основе некий патрульно-спортивно-прогулочный вариант с небольшой рубкой-убежищем. Обращает на себя внимание развитая конструкция из стальных труб, покрытых с эстетическими целями стеклопластиком. На ходовые испытания, намеченные на начало навигации, приглашены и представители "КиЯ". Конструктор рассчитывает, что с 300-сильным мотором 7.2-метровую модернизированную "Акулу" удастся разогнать до 110-120 км/ч.
Антарктическое плавание "Апостола Андрея"
28 января 2005 г., ровно 185 лет спустя после открытия ледового материка экспедицией Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева, яхта "Апостол Андрей", совершающая плавание вокруг Антарктиды в полярных водах, подошла к заливу Прюдс, в глубине которого расположена российская научная станция Прогресс. Погода была штормовая — в предыдущий день анемометр показывал среднюю скорость ветра в 23 м/с (т.е. 10 баллов по шкале Бофорта).
Как сообщил экипаж, от первоначального намерения посетить российских полярников пришлось отказаться: ледовая обстановка в заливе не позволяла пройти в глубь него (радар показал, что яхта вошла в крупное скопление айсбергов), а из-за 20-мильной полосы припая подход к самой станции в любом случае был бы невозможен. Ждать улучшения обстановки у яхтсменов времени нет — путь предстоит еще долгий, а антарктическое лето уже на исходе — от него остался месяц. В итоге путешественники сменили галс и вывели яхту на чистую воду, подальше от ледяных полей.
31 января на "Апостола" вновь обрушился шторм порывами до 25 м/с и с непрекращающимися снежными зарядами (напомним, февраль в южном полушарии — самый разгар лета). Ветер, однако, чуть отошел к югу, что позволило быстро продвинуться по курсу — за первые двое суток февраля "Апостол Андрей" пересек 10 меридианов.
Настроение у путешественников бодрое, плавание продолжается, несмотря на непрерывное латание рвущихся парусов. Единственная на сегодня крупная неприятность — выход из строя бензинового генератора, от которого подзаряжались фотоаппараты и видеокамеры.
Кругосветка Федора Конюхова
Продолжается одиночное кругосветное плавание Федора Конюхова на 27-метровой яхте "Торговая сеть "Алые паруса". В конце декабря путешественник в "ревущих сороковых" (примерно на траверзе о. Кергелен) попал в исключительно сильный затяжной шторм со скоростями ветра 25—30 м/с (порывами — до 33 м/с). Высота волн, как сообщал Федор, превышала 15 м. Этот же самый шторм, уйдя к югу, 31 января накрыл и "Апостола Андрея". 1 февраля он чуть ослаб, позволив российскому мореплавателю привести яхту в порядок. Пока из потерь — оба вышедших из строя ветроуказателя.
Пейрон в поход собрался...
Как и сообщалось в предыдущем номере "КиЯ", Бруно Пейрон вывел свой "Orange 2" на кругосветную дистанцию. Старт был взят 24 января в 10 ч 3 мин утра по Гринвичу, и катамаран сразу же помчался со скоростью свыше 20 уз.
"Встретившееся нам торговое судно мы обошли, как стоячее, — передал с борта яхты Бернард Штамм, который после аварии своей "Armor Lux" временно "трудоустроился" на борт "Orange". В самом деле скорость катамарана была близка к рекордной — уже за первые сутки пути оказались пройдены 646 миль, а отрыв от прошлогоднего графика "Geronimo" составил 97 миль.
На момент верстки номера на 11-й день пути оранжевый катамаран прошел более 5500 миль, опережая график О. де Керсосона на 982 мили, а график абсолютного рекорда С.Фоссетта — на 1013 миль.
Чтобы вернуть себе Кубок Жюля Верна, Бруно Пейрону требуется вернуться назад не позднее 0 ч 1 мин 29 марта, а чтобы стать обладателем абсолютного рекорда кругосветного плавания — не позднее 19 ч 34 мин 23 марта (время Гринвичское).
Юбилей профессора-кораблестроителя
Более 30 лет в науке проектирования скоростных судов широко известно имя профессора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Бориса Абрамовича Царева, который в январе отпраздновал свой 70летний юбилей в кругу друзей, коллег и учеников. Среди них — морские инженеры, доктора и кандидаты наук, ведущие руководители предприятий судостроительной отрасли.
Борис Абрамович родился в Ленинграде, где после окончания Кораблестроительного института в 1958 г. активно включился в работу в области судостроения. Оттачивая знания в зарубежных командировках, он преподавал, принимал участие в создании морских транспортных судов. В 1969 г. впервые в нашей стране организовал новое направление обучения студентов — специализацию по проектированию и постройке судов с динамическими принципами поддержания. Значительным шагом вперед стала его докторская диссертация, которую Б.А.Царев защитил в 1989 г., открывшая новый подход к проектированию быстроходных судов.
Сегодня Б.А. Царев — автор более 200 судостроительных, исторических и общенаучных статей, в том числе и для нашего журнала — продолжает плодотворную научную и педагогическую деятельность. Он был научным редактором книги Ю. Крючкова и И. Перестюка "Крылья океана", популярной среди наших читателей. По-прежнему под его руководством молодые дипломанты становятся инженерами, аспиранты — кандидатами наук, последние — докторами. Все, кто работает с ним, получают заряд энтузиазма, активно развиваются как ученые, привнося в науку свежие и смелые идеи.
Журнал "КиЯ" присоединяется к поздравлениям юбиляра, желает ему здоровья, творческого долголетия и надеется на плодотворное сотрудничество.
"Афина" вышла в море
В свое время (см. "КиЯ" №181) сообщалось о постройке на голландской верфи "Royal Huisman" гигантской трехмачтовой гафельной шхуны — мегаяхты "Athena" ("Афина"), которая уже несколько лет рекламируется как "крупнейшая в мире парусная яхта" и "крупнейшее прогулочное судно из легкого сплава".
Как и предполагалось, в конце 2004 г. великолепный парусник вышел в первое плавание. В следующем номере "КиЯ" будет помещено его развернутое описание. Здесь приведем лишь некоторые из основных характеристик яхты, отличающиеся от приведенных ранее. Длина — 90/79.25/60.5 м, ширина — 12.2 м, осадка — 5.5 м. Площадь парусности — 2623 м2. Водоизмещение — 1068 т при весе балласта — 221 т. Установлены два 2000-сильных двигателя "Катерпиллер".
Отметим, что для наших специалистов представляет большой интерес примененная технология сварки корпуса, собранного из листов толщиной 10-15 мм. Горизонтальные и вертикальные швы сваривались за три прохода при помощи механизированного (полуавтоматического) устройства ЭСАБ "Railtrack FW 1000 Flexi Weaver". Длина гибкого направляющего рельса, прикрепляемого вдоль выполняемого шва вакуумными держателями, 30 м.
Яхта в роли плавучего дока
Голландская яхтостроительная компания "Amels" представила широкой публике "революционную" концепцию размещения на крупной моторной яхте бортового разъездного катера, получившую название "STASH" ("Single to Twin Aft Ship Hull"). Известные способы крепления его по-походному в закрытом кормовом "гараже" или просто на палубе, по мнению специалистов фирмы, не лишены ряда недостатков. Суть идеи заключается в том, что кормовая часть обычной однокорпусной яхты превращается в катамаран, образующий нечто вроде плавучего дока.
"Тузик" загоняется в него по воде и поднимается на талях, после чего снизу закрывается сдвижной днищевой крышкой, расположенной выше ватерлинии. В "Amels" считают, что это удобней и быстрей, а кроме того, отпадает необходимость в шлюпбалках. Первый образец подобного "дока" будет встроен в заложенную недавно 93-метровую суперяхту. Разработчики считают, что наиболее хороша новинка для корпусов более 70 м длиной, но не исключают и вероятность ее применения даже на 40-метровых "малютках".
Соло на "бис"
Кшиштоф Барановский, польский яхтсмен-любитель, вышел в свой второй одиночный рейс вокруг света на яхте типа "Conrad 54". Его "Lady B.", так она называется, должна пройти по трассе Канары-Карибы-Панама-Маркизовы о-ва-Вануту-Австралия-Сейшелы-Йемен-Египет-Средиземное море. Завершить плавание он планирует спустя 11 месяцев в порту Виламора. На этот раз яхтсмен предполагает пересечь Тихий океан в период штормов, а путь в Индийский океан держать через Красное море, несмотря на возможную встречу с пиратами и недавнюю гибель в Аденском заливе другого польского яхтсмена — Кшиштофа Заблоцкого. По окончании рейса он думает написать книгу "Второй раз вокруг света. Соло на "бис".
По следам Магеллана
28 августа 2004 г. в Щецин (Свиноуйсьце) вернулся чешский парусник "Victoria" — копия испанского судна, на котором в 1522 г. Ф. Магеллан совершил свое путешествие вокруг света — первое в истории мореплавания.
Инициатором строительства судна-копии (оно было начато в 1969 г. в Колобжеге, Польша) стал парусный капитан Я. Киршак с группой своих друзей. Однако из-за его гибели во время одного из рейсов по Балтике и финансовых затруднений недостроенный "скелет" простоял 25 лет, после чего его постройку довели чешские и польские любители паруса. В августе 1999 г. "Виктория" наконец вышла в свой исторический рейс, который продлился... пять лет. От начала до конца на нем путь в 49 000 мор. миль прошли только трое, хотя всего участвовало в рейсе около 60 человек.
Сегодня "Виктория", которая стоит в Щецине, готовится к новому сезону — на ней будут ходить по Балтике ребята из детских домов.
Союз "Yamaha" и "Zodiac"
"Yamaha Motor Europe", базирующаяся в Голландии, и французская "Zodiac" подписали коммерческое соглашение о сотрудничестве. По мысли авторов соглашения, такое партнерство должно объединить потенциал компаний в области поиска технических новаций, повысить качество продукции и уровень продаж на европейском рынке.
Яхты для миллионеров
В журнале "Forbes" (VII, 2004) напечатана статья Ю. Львова "Адаптация роскоши", в которой приводятся любопытные данные о постройке в России частных мегаяхт длиной 30-50 м. По словам С. Рыбакова — руководителя одной из четырех фирм, продающих такие яхты, ежегодно "российские мультимиллионеры" приобретают до 50 подобных судов. "Мода" на них держится уже более трех лет. "Признаю, что наши первые яхты, скажем, на треть хуже европейских по отделке и дизайну, но продаем-то мы их втрое дешевле", — говорит гендиректор Московского судостроительного завода Д. Мироненко, объясняя это тем, что стоимость работ удалось сделать в пять раз меньше.
Любопытна и другая цифра: корпус из нашего металла — это 10% стоимости судна.
Одной из первых построенных в Москве мегаяхт стала 33-метровая "Паллада" (см. фото), которую уверенно именуют президентской.
Новый проект СВГ
Австрийская дизайнерская фирма "Najjar & Najjar" разработала проект моторной яхты, использующей водоизмещающе-глиссирующий принцип движения (о подобных судах — СВГ — мы писали дважды, в №166 и №192). Новое судно предполагается использовать для морских круизных плаваний, соответствующее внимание уделено мореходным и маневренным качествам судна. Его длина — 32.5 м, ширина — 7.15 м, осадка с половинной нагрузкой — 2.74 м при водоизмещении 139 т. На борту размещаются всего восемь пассажиров и пять членов экипажа. Максимальная скорость хода составит 22 уз, экономическая — 15 уз при дальности хода до 2100 миль.
Новая "необрастайка"
Английская компания "Polymarine", производящая средства для ухода за надувными лодками и их ремонта, выпустила на рынок новую необрастающую краску "Superspeed SP53", действующую на основе "принципа рыбьей кожи". В отличие от большинства существующих образцов, препятствующих обрастанию подводной части судна за счет своей химической активности, "SP53" образует скользкую тонкую пленку, с которой на ходу водоросли просто смываются — даже на скорости 4-5 уз. Новое покрытие поставляется в комплекте с одноразовыми кистями, защитными перчатками, маской и мешалкой, но продается и отдельно.
Украинские ворота на российский рынок
Недавно основанная украинская компания "UA Marine" ставит своей целью помощь западным предприятиям, имеющим отношение к малому судостроению, в открытии представительств не только на территории Украины, но и в России, причем главная ставка делается именно на быстро растущий российский рынок. Компания готова предоставить полный набор услуг, начиная с подбора подходящего офиса и обучения персонала и заканчивая решением юридических, информационных и языковых проблем. Одним из первых клиентов "UA Marine" стала крупная американская фирма "4Yacht ", занимающаяся яхтенным брокеражем и предоставляющая чартерные услуги.
Первым делом — пароходы...
...Ну а лодки — потом. Примерно такой вывод мы сделали, посетив пресс-конференцию в ходе ежегодной городской встречи "КонТур" ("Контакт с турфирмой"), организованной Комитетом по внешним связям и туризму Санкт-Петербурга. Основными целями мероприятия были взаимные контакты руководителей отелей, туроператоров, экскурсионных и судоходных компаний с целью совершенствования инфраструктуры отдыха и развлечения туристов (как известно, туризм — одна из важных статей бюджета города на Неве). Нас, естественно, более всего интересовали те его виды, которые имеют отношение к воде и к маломерному флоту. Как явствовало из сообщения начальника отдела морского туризма и экскурсионной деятельности Санкт-Петербургского городского туристско-информационного центра А.А.Березкина, на сегодняшний день городу более всего выгодны иностранцы и соотечественники, прибывающие в Петербург на круизных лайнерах или паромах и заполняющие экскурсионные теплоходики, курсирующие по рекам и каналам города, которых уместнее было бы называть просто пассажирами. Кстати, широко распропагандированный не так давно проект "Городской водный автобус" на поверку оказался ничем иным, как привычным набором кольцевых экскурсионных маршрутов, разве что более разнообразным, чем раньше — ни цены, ни сама схема движения не позволяют отнести "водный автобус" к категории общественного транспорта, так что возможность передвигаться по городу в объезд уличных "пробок" по-прежнему остается привилегией туристов. К сожалению, на вопросы, касающиеся развития инфраструктуры маломерного флота, тоже способной привлечь в город определенную толику туристских денег, мы получили довольно уклончивые ответы. Судя по всему, в ближайшее время решать этот вопрос на городском уровне не планируется. Так что зарубежных яхтсменов и водномоторников, желающих посетить Петербург на собственных лодках, еще долго будут сдерживать нехватка нормальных стоянок, береговых топливных заправок и весьма невнятная система оформления захода.