"Благовест" пересек Атлантику!
Катамаран "Благовест", покинувший Санкт-Петербург 24 августа 2002 г., продолжает кругосветное плавание. Весной яхтсмены наконец-то пересекли Атлантику. Сильно затянувшееся путешествие (по первоначальному плану в декабре этого года яхтсмены уже должны были вернуться в родной город) продолжается — сейчас яхта находится в Карибском море у побережья Венесуэлы, переходя от острова к острову.
Рекорд не состоялся
Шумно разрекламированное одиночное безостановочное кругосветное плавание Федора Конюхова, начавшееся 24 ноября 2004 г., завершилось. Восьмого июня российский путешественник благополучно ошвартовал свою огромную яхту "Торговая сеть "Алые паруса" в британском порту Фалмут.
Безостановочным плавание не получилось — из-за сильного шторма и вызванных им неполадок яхта в конце февраля вынуждена была зайти в Хобарт (о.Тасмания). Сюда доставили автопилот и новый участок ванты взамен лопнувшего. Характерно, что в один и тот же шторм попали сразу три известные яхты: и "Алые паруса", и идущий вокруг Антарктиды "Апостол Андрей", и "пролетавший мимо" "Orange 2".
Уже 6 марта Федор вновь вышел в море. 9 апреля "Алые паруса" обогнули мыс Горн, выйдя в Атлантику. Здесь мореплавателя постигла еще одна неприятность — 12 мая, буквально за несколько миль до экватора, на палубе разорвало проушину путенса стаксель-штага, что заставило болельщиков в очередной раз поволноваться за яхтсмена.
К сожалению, завершившееся в итоге плавание не принесло с собой никаких рекордов — вместо запланированных 120 дней наш путешественник провел в океане без малого 200, вдобавок зайдя в порт. Что же касается широко рекламируемого отечественными СМИ факта "первого в истории" одиночного кругосветного плавания на макси-яхте, то стоит напомнить, что обогнувшая год назад земной шар "Adrien" Жан-Люка Ван ден Хееде ("КиЯ" №189) имеет длину 25.7 м, практически не отличаясь по длине от "Алых парусов" (26.1 м без бушприта). Мало чем уступает им и 23-метровый тримаран "B&Q" Эллен МакАртур...
"Апостол Андрей" в Японии
Мы расстались с российской яхтой ("КиЯ" №195) в тот момент, когда она после поломки баллера руля сошла с дистанции рекордного плавания вокруг Антарктиды. Произошло это четыре месяца назад — 3 марта 2005 г. — с аварийным рулем, изготовленным из спинакер-гика и двери кубрика, яхта ушла из антарктических вод и направилась в Новую Зеландию, где и ошвартовалась в порту Веллингтон 1 апреля, чтобы изготовить новый руль в одном из самых яхтенных городов мира. Объявленная цена повергла российских яхтсменов в легкий шок — за такие деньги можно было, как выразился один из членов экипажа, "в Питере построить корпус стальной яхты средних размеров".
На весь ремонт (помимо руля, серьезной проблемой оказалась коррозия стальной палубы, которую пришлось заварить в нескольких местах) у нашего экипажа ушло больше месяца. Только 7 мая "Апостол Андрей" смог покинуть Веллингтон и направиться во Владивосток, откуда осенью этого года Николай Литау намерен вновь выйти в антарктические воды и завершить все-таки свой круг вокруг ледового континента.
Продвижение яхты через Тихий океан, увы, тоже не прошло без происшествий. В конце июня лодка начала помаленьку "сыпаться": развалилась каретка грота-гика-шкота, нарушилась центровка двигателя, треснул кронштейн генератора, отказала помпа на камбузе. Но это были еще цветочки.
В самом начале июля на подходе к проливу Цугару на "Апостоле Андрее" оборвался штуртрос. Не успел экипаж заменить его, как последовательно отдались вначале левобортные, а затем (после поворота оверштаг) и правобортные основные ванты. Попытка добить бакштаги "до звона" привела к тому, что не выдержала скоба на бакштаге — ситуация стала критической. К тому же все происходило ночью, а экипаж яхты был уменьшен: в Веллингтоне его покинули трое членов команды, на смену которым пришел всего один человек — новозеландский яхтсмен Кевин Кадби. Но все же опыт российских мореплавателей сыграл свою роль — яхтсмены смогли перебросить легости с проводником через краспицы и, заведя пять концов, временно раскрепить мачту. Уже утром, после трех подъемов Андрея Балымова на мачту экипаж смог заменить сломанную шпильку и завести штатные ванты. Но через 12 ч после этого на яхте лопнул стаксель-фал.
Избегая форсировать парусами, яхта потихоньку направилась в Японию, и 7 июля, как раз в тот момент, когда пишутся эти строки, она ошвартовалась в порту Хакодате.
"Вот мы и в Стране восходящего солнца (которого пока не видели), сакэ и суши, гейш и самураев, сакуры и харакири. Последнее не предлагать", — написал нам Николай Литау.
В "Корабелке" — юбилей
9 июня в актовом зале Санкт-Петербургского морского государственного университета состоялось официальное празднование 75-летнего юбилея факультета Корабельной энергетики и автоматики — так называется сейчас факультет судового машиностроения, созданный в 1930 г. одновременно с образованием самого Кораблестроительного института и возглавленный проф. В.К.Васильевым. Сейчас факультет — один из лидеров в области подготовки инженеров-машиностроителей для нашего судостроения. Собравшийся профессорско-преподавательский состав и выпускников разных лет поздравили представители ведущих судостроительных предприятий страны. Присоединяется к поздравлениям и "КиЯ".
Не только паруса...
Проектная группа петербургской компании "Старлит" под руководством А.С. Стружилина, известная своими работами в области яхтостроения, доказала, что ей по силам и такая специфическая область, как скоростные моторные катамараны. Совместно с финскими предпринимателями конструкторы разработали опытную модель прогулочного катамарана из стеклопластика под мотор мощностью до 50 л.с. и вместимостью два-три человека. Благодаря оптимизированным параметрам формы поперечно-реданированного корпуса, он быстро выходит на глиссирование, развивает скорость 25-35 уз (45-65 км/ч) на полуметровой волне, и на полном ходу способен использовать эффект аэродинамической разгрузки. Длина лодки 4.7 м, ширина 2.0 м, масса корпуса около 200 кг.
Предполагается, что подобный малораспространенный тип моторных лодок может быть востребован любителями рыбной ловли, нуждающимися в быстроходном и остойчивом судне с большой полезной площадью кокпита.
Из Новосибирска в Волгоград на "Витязе"
Первого июля катер "Витязь" (см. "КиЯ" №187) отошел от пирса водной базы Новосибирского речного командного училища им. С. И. Дежнева и отправился в 6000-километровый речной поход в Волгоград. Так начался второй этап межрегиональной акции в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне "Сибирская Аллея славы". Организатором и координатором акции является Школа юнг — подразделение училища.
Экспедиция доставит собранные со всей Сибири капсулы с землей на бывшую линию боев, где погибли воины-сибиряки.
Экипаж катера "Витязь" — восемь человек, четверо взрослых — капитан, штурман-медик, механик-дизелист и инженер-механик (главный инженер завода "Алмаз") и четверо юнг, которых на половине пути в Тюмени сменят другие победители специального регионального конкурса.
Поход осуществляется на катере "Витязь" типа "Обь-4", предоставленном генеральным спонсором акции — лодочным заводом "Алмаз" НАПО им. В. П. Чкалова. Катер, построенный полностью из местных материалов сибиряками и модернизированный заводом по тестовым замечаниям редакции журнала "КиЯ" (см. №192), вошел в число ста отечественных товаров, награжденных дипломом Всероссийского конкурса на лучшую продукцию. Отмечен он и золотой медалью Сибирской ярмарки.
В ходе этого пробега будут выявлены возможности модернизации "Оби-4" — создания на его базе комфортабельного и недорогого отечественного "дейкрейсера" — катера семейного отдыха. Одновременно он продемонстрирует потенциальным потребителям лодочной водно-моторной продукции технические возможности отечественных маломерных судов сибирской постройки.
"Сибирская Аллея славы" — пример взаимовыгодного сотрудничества предприятий лодочной индустрии и учреждений, занимающихся дополнительным образованием и воспитанием подрастающего поколения.
"Bella" строит новый завод
Финская компания "Bella Veneet Oy", представленная на рынке брендами "Bella", "Flipper" и "Aquador", планирует значительно увеличить объем выпуска и в дополнение к пяти существующим предприятиям, расположенным на севере Финляндии, строит еще одно. Новый завод, который выпустит первые лодки уже в августе, обеспечит рабочими местами 80-100 чел. Объем вложений в расширение производства составил 8 млн. евро. "Bella", которой частично владеет корпорация "Brunswick", относится к числу наиболее финансово успешных судостроительных компаний страны — за последний шесть месяцев прошлого года ее торговый оборот вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Было продано 1800 лодок, 70% которых экспортировано в другие страны — в том числе и в Россию.
Топливные элементы полетели
Компания "AeroVironment" из Калифорнии начала эксперименты по применению топливных элементов на самолете собственной конструкции. "Global Observer" - так называется новый летательный аппарат, который имеет восемь моторов — по четыре на каждое крыло, и в качестве источника энергии использует жидкий водород.
Благодаря топливным элементам, которые получают электрический ток в процессе взаимодействия водорода и кислорода, получаемого из воздуха, новый самолет способен продержаться в воздухе около часа. Однако при полностью заправленных топливных баках время полета может быть увеличено до 24 часов. Размах крыльев "Global Observer" составляет 15 м.
По мнению руководства и инженеров "AeroVironment", летательные аппараты на топливных элементах могут использоваться в области транспортных перевозок уже в ближайшем будущем.
Новинка для заправки катеров и яхт
Давно известно о проблеме заправки нашего малотоннажного флота. Специальные АЗС для катеров и мотолодок на берегах российских водоемов — большая редкость.
В ряде европейских стран эта проблема решается применением мобильных заправочных модулей европейского же производства, которые можно установить на причалах и береговых площадках, на борту заправочных судов, в кузове небольшого грузовика. Типичный МЗМ представляет собой автономную систему, состоящую из емкости на 2000 или 1000 л со счетным механизмом, с электрической (230 В, 12 В, 24 В) либо ручной помпой, шлангом и раздаточным пистолетом.
С недавнего времени стать хозяином такого модуля стало возможным и в России. Это позволит капитанам катеров и яхт реже обращаться к услугам топливозаправщика, отказаться от перевозки и хранения топлива в канистрах и бочках.
Имперская политика "Brunswick"
В последнее время корпорация "Brunswick" все более явно демонстрирует имперские амбиции, скупая большие и маленькие фирмы по всему миру — либо "на корню", либо приобретая солидный пакет акций, как, например, в случае с финской "Bella". В числе недавних приобретений — крупная американская компания "Triton", производящая алюминиевые и стеклопластиковые рыболовные лодки длиной от 12 до 35 футов. Эта новость, кстати, заставила призадуматься "BRP" и "Yamaha" — очевидно, соответствующие "пакетные" соглашения с "Triton" о поставке подвесных моторов будут расторгнуты, поскольку "Brunswick" является их прямым конкурентом. Имперская политика корпорации не ограничивается одной только судостроительной отраслью — недавно в ее владение перешла компания "MX Marine", выпускающая навигационные системы GPS.
Новые четырехтактники "EFI"
Модельный ряд четырехтактных подвесных моторов "Mercury/Mariner", оснащенных системой впрыска с электронным управлением "EFI", пополнится четырьмя новыми моделями — мощностью 25, 30, 80 и 100 л.с. От существующих моторов их можно будет сразу отличить по иному дизайну капота и графическому оформлению, стилизованному под нашумевшую серию "Verado". "25 EFI" заменит существующий 25-сильный "Bigfoot", и, по предоставленной компанией "Marine Power Europe" информации, будет на 10 кг легче своего предшественника — 71 кг. Заметно похудеет и "тридцатка", сбросившая почти 28 кг и весящая всего 78 кг. В числе наиболее существенных преимуществ новых подвесников называют низкий уровень шума и вибраций. Оба мотора будут выпускаться в расчете на высоту транца не только 508, но и 380 мм — готовьтесь, владельцы "Казанок"! Новые впрысковые четырехтактники мощностью 80 и 100 л.с. имеют одинаковый рабочий объем — 1596 см3, и, соответственно, вес 175 кг.
Юбилейная парусная регата "Банковский кубок"
С 22 по 26 июня на акватории Пестовского и Пироговского водохранилищ прошла пятая, юбилейная, парусная регата "Банковский кубок". Ее организаторами выступило АНО "Банковский кубок" под патронажем Ассоциации российских банков и Всероссийской федерации парусного спорта. В этом году регата собрала 78 экипажей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Пскова, Владивостока, Тольятти, Калининграда и других городов России. За право называться победителем боролось около 400 спортсменов, среди которых были и мастера спорта международного класса, и олимпийские чемпионы, в том числе олимпийский чемпион Владимир Менчинский и двукратный чемпион мира в классе "Soling" Георгий Шайдуко. По мнению многих, "Банковский кубок" — самая представительная по составу участвующих в ней спортсменов.
Гран-при соревнований разыгрывался среди "четвертьтонников", также участие в гонках приняли яхты классов "Дракон", "Микро" и "Carter-30".
С 23 по 25 июня было проведено по шесть гонок в каждом классе.
Гран-при регаты в классе "четвертьтонник" завоевал экипаж яхты "Фиджи" (Андрей Никандров, Санкт-Петербург). На вторую ступень пьедестала поднялся экипаж яхты "Senator", (Максим Логутенко, Владивосток). Третье место досталось яхте "Ватт" (Андрей Маслов, Москва).
В классе "Микро" первое место занял экипаж московской яхты "Уксус" (Геннадий Свистунов), второе — яхты "Марлин" (Рыбинск) и третье — яхты "Игрушечка" (Мытищи).
В классе "Дракон" первой стала яхта "Версия" (Алексей Крылов), второе и третье заняли "Красный октябрь" и "Лидер" соответственно (все — Москва).
В группе "Carter 30" победил экипаж яхты "Светлана" (Андрей Логинов, Москва), второе — заняли дебютанты регаты, экипаж яхты "Виктория" (Ярославль), третье — экипаж яхты "Вера" (Виктор Минаев, Москва), выступавшей под флагом московского филиала "Уральского финансового дома".
Награждение победителей состоялись 26 июня в яхт-клубе "Пирогово" на берегу Клязьминского водохранилища. На его акватории в тот же день прошла гонка "Престижа", в которой приняли участие представители компаний — спонсоров регаты. Все приглашенные на закрытие регаты могли увидеть выступления артистов музыкального коллектива "Magic", а также показ коллекции яхтенной одежды фирмы "Gaastra".
"Водокрылу" опять не повезло
Французский крылатый тримаран "Hydroptere", о долгой и мучительной доводке которого мы уже неоднократно писали в "КиЯ", вновь столкнулся с неприятностями. 28 июня уникальный тримаран стартовал из Кадиса (Испания) в трансатлантический переход по маршруту Кадис—Сан-Сальвадор, входящий в официальный перечень рекордных океанских трасс WSSRC под именем "Columbus Route". Наверное, излишне напоминать, что действующий рекорд на этой дистанции принадлежит Стиву Фоссетту и его знаменитому катамарану "Playstation" — 9 дней 13 ч 31 мин 18 с (февраль 2003 г.).
В преддверии своего плавания Ален Тибо и его команда осуществили ряд тестовых и рекордных плаваний, в том числе пересекли Ла-Манш по маршруту Дувр—Кале (19 миль) за 34 мин и 32 с, установив тем самым новый национальный рекорд (общемировым он не является, поскольку WSSRC не ратифицирует результаты, показанные на дистанциях длиной менее 200 миль) и показав среднюю скорость 33.3 уз (максимальная — 43.4 уз). Теперь можно констатировать — парусники научились двигаться быстрее, чем самолеты... правда, вековой давности — в 1907 г. Луи Блерио на перелет по этому маршруту затратил 37 мин. А если серьезно, то предыдущий лучший результат на этой дистанции показал "Bonduelle" Жана ле Кама — 29 уз. Подобные результаты вселили в экипаж надежду, и вот в июне лодка вышла в свой первый океанский переход.
Увы, плавание оказалось недолгим. Вечером 29 июня на скорости около 25 уз тримаран врезался крылом в "неопознанный плавающий предмет" (им был дельфин). К счастью, повреждения яхты оказались не столь значительными, как это представилось команде при первом осмотре. Доработки конструкции с использованием новейших авиационных материалов и технологий сделали свое дело — замене подлежит лишь один из элементов торсионной подвески крыла. Само крыло и поперечная балка — самые уязвимые места уникальной машины — оказались неповрежденными.
"Pershing" долетел до Петербурга
В начале июня 2004 г. российская компания "Премиум Яхтинг" (она же — "Premium Yachts"), являющаяся эксклюзивным дилером "Ferretti Group" и "Pershing" в России, открыла свое представительство в Санкт-Петербурге. Пресс-конференцию и последующий прием, организованный по этому случаю в Морском яхт-клубе, посетили высшие руководители обеих фирм — Марко Сегато (президент "Ferretti Group") и Тилли Антонелли ("Pershing"), которые продемонстрировали собравшимся журналистам две лодки: 14-метровую "Ferretti 460" и новинку — 17-метровую "550-ку".
На пресс-конференции были озвучены некоторые результаты деятельности компании "Premium Yachts" в России. На ежегодной церемонии вручения премий "Ferretti Yachts Dealer Awards 2005" по итогам 2003—2004 гг. ей присвоено третье место среди всех 32 мировых дилеров по объему продаж яхт "Ferretti", и второе место по объему продаж яхт "Pershing" — это примерно 15% общего объема продаж "Ferretti" и практически 25% всех продаж яхт "Pershing" (нужно отметить, что "Premium Yachts" помимо России имеет два офиса на Украине и один — во Франции). Планы фирмы на 2004/2005-й финансовый год весьма внушительны — продать только в России лодок примерно на 32 млн. евро (из них около 6 млн. запланированы на Петербург). Весь годовой оборот "Ferretti Group" — около 600 млн. евро. Для стимулирования продаж в России компания прибегает к лизинговой схеме приобретения яхт, при этом годовая ставка составляет 9.1%. Появится в России и новинка — дебютировавший в этом году в Дюссельдорфе (и признанный там же "Лучшей моторной яхтой 2005 года") "Pershing 46", вот только производственная программа этих лодок расписана уже на год вперед, а значит, российским покупателям придется потерпеть.
Новые яхты "VOR 70" на воде
В преддверии гонки "Volvo Ocean Race 2005—2006", до старта которой осталось менее четырех месяцев, завершаются последние работы по подготовке новых лодок класса "VOR 70". Буквально на днях, 27 июня и 1 июля 2005 г. свои яхты на воду спустили две запоздавшие команды: бразильцы из "Brasil 1" и шведы из "Ericsson Racing Team". Оба их судна спроектированы Брюсом Фарром.
7 июля спустила свою яхту австралийская команда "Premier Challenge", столкнувшаяся с финансовыми трудностями. У владельца команды случилась "маленькая" неприятность: во время гонки Сидней-Хобарт-2004 другая его яхта — 89-футовая макси "Skandia" потеряла киль, опрокинулась и едва не затонула. Последующее ее спасение и ремонт потребовали немалых затрат, в силу чего и без того поздно запланированный спуск на воду "VOR 70" (построенной по проекту Дона Джонса) пришлось отложить без малого на месяц.
На фоне "отстающих" особняком стоит голландская команда "ABN Amro", выставившая сразу две яхты, спроектированные "хитроумным" Хуаном Коуйоумджийяном, и спустившая их на воду еще в январе! Как это принято у "мистера К", сегодня об этих лодках известно меньше, чем ничего, зато кое-что можно рассказать про их экипажи. Команду первой из них, "ABN Amro 1", составили опытные профессиональные яхтсмены, в экипаж "ABN Amro 2" специально были включены восемь молодых (моложе 30 лет) яхтсменов, выбранных почти из 2 тыс. желающих по всему миру. Возглавил их известный французский гонщик Себастьян Жоссе. Тем не менее такой подход уже дал свои плоды — в состоявшейся в июне гонке "Route de l'Equateur", проходившей по маршруту Марсель—Браззавиль, экипаж "ABN Amro 2" занял первое место в своей группе (здесь все яхтсмены выступали на старых лодках "VOR 60").
На момент верстки номера только одна из шести команд-участниц — сравнительно малобюджетная "Team Pirate" (США) — еще не успела закончить постройку своей лодки.