Легче предупредить, чем вылечить
Как известно, причина морской болезни лежит в неспособности мозга согласовывать зрительное восприятие обстановки с сигналами от вестибулярного аппарата. Швейцарская компания "Swiss Tech " предложила необычный метод борьбы с ней, выпустив в продажу специальные очки. Их стекла выполнены двойными, и внутри них располагаются вращающиеся указатели истинного горизонта, как в строительном уровне. В этом есть смысл — один из способов противодействия приступам морской болезни заключается в том, чтобы постоянно удерживать в поле зрения поверхность моря. Очки выпускаются в разнообразном исполнении: с цветными стеклами, в виде насадки на обычные очки, уменьшенного размера для детей, и подбираются индивидуально.
По заявлению фирмы-поставщика, эффективность применения очков достигает 80%.
Сиднейский РИБ-такси
В Австралии нашли необычное применение РИБы — они были специально приспособлены к роли такси. И теперь желтое водное такси длиной 7.5 м, быстро идущее по воде, позволяет туристам знакомиться с достопримечательностями Сиднея с воды за небольшую плату.
"Skibsplast" выбирает "Mercury"
Норвежская компания "Scibsplast", лодки которой уже бывали на редакционных тестах, сменила официального поставщика подвесных моторов, отказавшись от "Suzuki" в пользу "Mercury/ Mariner". Соответствующее соглашение вступит в силу в начале сентября нынешнего года. Перемена повлечет за собой и соответствующие коррективы в перечне дилеров, продающих лодки норвежской фирмы — подобные стратегические решения, как правило, имеют под собой не столько техническую, сколько маркетинговую основу.
"Мотор года" в Англии
Согласно результатам конкурса, учрежденного английским журналом "Motor Boats Monthly", звание "Подвесной мотор 2004 года" завоевал модельный ряд впрысковых "Evinrude" серии "E-Tec", производимых "Bombardier Recreational Products" ("BRP"). Победитель был определен по целому комплексу положительных качеств — прежде всего по надежности (наименьшее число обращений к дилерам по поводу ремонта), экономичности, низкому уровню шума и экологической чистоте.
"Yamaha" и "Mercury" помирились
Судебное противостояние двух моторостроительных компаний, тянущееся в США больше года, наконец-то завершилось. В сентябре прошлого года "Mercury" обвинила японцев в нарушении условий контракта на поставку двигателей для своих четырехтактных подвесников — "Yamaha" сделала попытку в одностороннем порядке увеличить цены и сократить объем поставок. Пикантность ситуации заключалась в том, что ценовой вопрос и ранее фигурировал в судебных исках — "Mercury" сочла, что "Yamaha" продает свои моторы на американском рынке по демпинговым ценам. По решению суда ответчику пришлось пересмотреть свою ценовую политику, но когда дело дошло до ямаховских четырехтактных "голов", устанавливающихся на "Mercury", американцы вновь запротестовали. Не зря юристы бились над этим запутанным делом долгие месяцы — свести воедино столь противоречивые требования и впрямь непросто. Но, как бы то ни было, важен результат: обе компании пришли к соглашению, что производимые "Yamaha" четырехтактные двигатели мощностью 75-115л.с. "будут поставляться по тем ценам и в тех объемах, которые предусмотрены существующим контрактом". Срок его действия, кстати, истекает в марте будущего года.
"BRP" свертывает производство
Официальные представители "Bombardier Recreational Products" объявили, что в конце апреля нынешнего года компания снимет с производства шесть моделей карбюраторных подвесников — мощностью 6, 8,25, 30, 49 и 50 л.с. Решение продиктовано очередным ужесточением экологических норм, действующих на территории США. "Mercury" тоже прекращает продажу двухтактников на американском рынке и даже планирует закрыть завод по производству комплектующих для них, расположенный во Флориде. Однако полностью отказываться от выпуска таких моторов "Mercury" не собирается — подвесники мощностью до 50 л.с. компания с недавних пор производит в Китае.
Лучший лодочный сайт
По результатам конкурса, организованного авторитетным бизнес-журналом "Forbes", веб-сайт Ассоциации владельцев прогулочных судов США (BoatUS) был признан лучшим интернет-ресурсом в соответствующей области. Наряду с дизайном, удобной навигацией и высокой скоростью доступа было особо отмечено насыщение сайта полезной информацией по всем аспектам "лодочной" жизни — техническим, экономическим, юридическим и т.д. Помимо всего прочего, на BoatUS имеется обучающий раздел по вопросам безопасности, работающий в режиме онлайн. В 2004 г. сайт посетили более 10 млн.человек — на 56 % больше, чем годом ранее.
Подделки из Китая
Очередной скандал, связанный с контрафактной продукцией, разразился вокруг компактных эхолотов "HawkEye" — американская компания "NorCross Marine Products" обвиняет китайское предприятие "Daka Development" в незаконном использовании своей интеллектуальной собственности. Пару лет китайцы производили упомянутые приборы на вполне законных основаниях, согласно контракту, но когда он был расторгнут, и не подумали прекратить их выпуск, копируя американский продукт вплоть до таких мелочей, как упаковка и оформление инструкции. Благодаря более низкой цене торговые фирмы предпочитают закупать "HawkEye" у "Daka", а не у "NorCross", отчего та несет серьезные убытки. В данном конкретном случае американцы наверняка выиграют процесс, но бороться с китайскими "пиратами" практически невозможно.
Шторм в Афинах
Трудно представить, чтобы безмятежную греческую столицу могла постичь участь Флориды, которую регулярно треплют жестокие ураганы, но нынешней весной это все-таки случилось. Береговая линия Афин представляет собой практически неразрывную цепь больших и маленьких марин и яхт-клубов, и вот на них-то первым делом и обрушился невероятной силы шторм. Волны, высота которых достигала 12 м, легко перемахивали через волноломы, неся хаос и разрушения. Больше всех пострадала одна из самых крупных марин — Зеа, рассчитанная на 670 мест и суда до 80 м длиной. Две крупные яхты затонули, все прочие получили значительные повреждения. Несколько человек пришлось отправить в больницу, но, к счастью, о погибших не сообщается.
"Альфа-Ромео" на воде
Новая 7-метровая алюминиевая спортивная лодка "Superleggera", представленная широкой публике голландской компанией "AR Yachts", интересна своей силовой установкой — здесь стоит не "морской" двигатель одной из известных марок, а автомобильный 5-цилиндровый турбодизель "Альфа-Ромео" мощностью 175 л.с. Первые испытания доказали, что имплантация пусть и горячего, но сухопутного итальянского "сердца" удалась блестяще, так что новинку планируют запустить в серию.
Спутниковые телефоны завоевывают моря
В области современных телекоммуникаций спутниковая телефония по-прежнему остается элитарным и дорогим сектором — по крайней мере, с мобильной связью, развивающейся семимильными шагами и ставшей вполне обыденным явлением современной жизни, ее не сравнить. Так что 23-процентное увеличение объема продаж, зафиксированное в прошлом году крупнейшим "спутниковым" провайдером — компанией "Iridium" — можно охарактеризовать как самый настоящий "бум". В официальном релизе подчеркивается, что рост популярности этого вида телефонии во многом связан с ажиотажным спросом на крупные прогулочные суда с неограниченным районом плавания — спутниковая "трубка" давно является непременным атрибутом любой моторной яхты.
Швеция вводит лодочные "права"
В большинстве европейских стран, а прежде всего в Скандинавии, для управления мотолодкой или катером не требуется удостоверение судоводителя. Однако не исключено, что ситуация в скором времени может измениться. Первой ласточкой стала Швеция — правительство этой страны исследует возможность обязательного лицензирования всех водномоторников и яхтсменов, на счет чего имеется соответствующее заявление местного парламента. В ходе предварительных обсуждений "за" проголосовали представители всех политических партий, кроме консерваторов. Основным аргументом стало снижение аварийности на воде, которая, однако, и без того невысока — в прошлом году в шведских водах погибли 60 человек, что с учетом высокой интенсивности движения является довольно приемлемым показателем. Новость, естественно, породила немало споров — основная масса водномоторников и яхтсменов рассматривает затею как чисто бюрократическое "закручивание гаек". Впрочем, все происходит по-скандинавски неспешно — если судоводительские "права" и введут, то не ранее чем через три года.
Португалия примет "ZapCat" первой
Мы уже упоминали о том, что гонки на австралийских надувных моторных катамаранах "ZapCat" планируется проводить и в материковой Европе. Первое событие намеченной серии пройдет в Португалии. Главный спонсор предстоящей встречи — местная компания "7 Mares" ("Семь морей") — преследует в первую очередь рекламные цели, планируя продвигать "ZapCat" на рынки Южной Европы.
Топливные элементы наступают
Осенью прошлого года мировому сообществу был представлен проект "Яхта будущего", концепция которой была разработана небольшой немецкой компанией Садлер. Отличительной особенностью этого проекта является то, что в качестве основного источника энергии использованы топливные элементы. Силовой установкой 80-метровой "Яхты будущего" станет высоко температурный двигатель на сверхпроводниках (HTS). В роли движителей могут быть использованы комбинированные системы Pod&Waterjet (COPAW) или Cycloidal Rudder & Waterjet (CoPOW).
Топливные элементы, которые сегодня активно разрабатывает и продает Siemens, могут обеспечить все потребители энергии новой яхты, что позволяет отказаться от установки вспомогательных дизельных моторов. Система Pod&Waterjet (COPAW) позволяет яхте развивать скорость до 33 узлов. При установке Cycloidal Rudder & Waterjet (COPOW) скорость яхты возрастет до 40 узлов.
Siemens к середине этого года уже готов поставить модуль топливных элементов, который будет умещаться в стандартном 20-футовом морском контейнере. Испытания сначала будут проведены на земле, а потом продолжатся в морских условиях. "Жертвами" станут один из паромов, курсирующий в Кильском канале, и судно "Planet".
Вышла из печати
В книге систематически изложены материалы, касающиеся теории и практики яхтенного дела. Рассмотрены, в частности, типы парусного вооружения, рангоут и такелаж, элементы теории корабля, правила отхода от берега и подхода к нему, управление движением яхты в условиях "малого" и "большого" каботажа, метеорология и штурманское дело, ремонтные работы, аварийные ситуации и безопасность на море.
Подготовлена под эгидой Санкт-Петербургского Парусного союза и может служить учебным пособием для обучения яхтсменов уровня рулевого 1-го класса.
В связи с подготовкой расширенной версии этой книги издатель с благодарностью примет как конструктивные замечания, так и предложения по творческому сотрудничеству.
Реставрируют "Джипси Мот IV"
Легендарный парусник "Gipsy Moth IV", на котором в ходе кругосветок сэра Френсиса Чичестера в середине 60-х было побито несколько мировых рекордов, планируется восстановить. Значительную долю затрат, общая сумма которых превысит миллион евро, возьмет на себя компания, производящая джин "Плимут" (напомним, что этот город был портом приписки знаменитой яхты). После окончания реставрации "Gipsy Moth IV" вновь отправится в кругосветку — ровно через 40 лет после своего первого плавания вокруг земного шара.