Стабильный рост интереса к маломерным судам в последние годы, особенно к самой массовой группе — разборнонадувной, дал хороший стимул фирмам-производителям для развития своих мощностей, вместе с тем он подстегивает и конкуренцию, заставляет искать новые маркетинговые ходы, регулярно обновлять модельные ряды, а также задумываться о модернизации своих производств. Не секрет, что на большинстве наших предприятий преобладает ручная технология, уже исчерпавшая потенциал роста эффективности, и им уже наступают на пятки восточно-азиатские конкуренты. О том, как идут дела на одном из ведущих предприятий этого профиля — "Мнев и К", мы расспросили генерального директора фирмы Николая Мнева.
— С какими итогами ваша компания входит в новый сезон?
— Наше производство стабильно растет, примерно на 25-30% в год. В прошлом году выпущено было порядка 6000 судов, и мы впервые не справились с заказом по жестко-надувным лодкам. Так что ожидаем прорыва именно в РИБах. К сожалению, РИБы сложны в производстве, и помногу выпускать их трудно. Но потребитель уже понял, что это такое, в результате начали открываться новые рынки сбыта — Сибирь, Дальний Восток, а наш Северо-Запад — самый передовой. Наиболее массовый, стабильный и растущий спрос, конечно, на разборные лодки "среднего класса" длиной 3-4 м. На самые малые модели в 2.5-3 м он начал отставать, а длиной 3.3-3.6 м — лидирует. Все эти лодки достаточно просторны и в то же время компактны, поэтому удобны при хранении и перевозке. Хорошо растет спрос на РИБы с алюминиевыми корпусами. Выиграли тендер на поставку судов для ВМФ и пограничных войск, стали официальным поставщиком Министерства обороны и ФСБ. Это те же РИБы, немного адаптированные под военную специфику. Как ни странно, резко поднялся спрос на чисто гребные модели, аналогичные уфимским, ярославским резиновым лодкам, хотя наши дороже в 2-3 раза. Прежние модели — "Медуза", "Вуокса" — были еще дороже и покупались не очень. Сейчас ситуация изменилась, на такие деньги люди смотрят нормально, тем более что резина дешевых лодок служит недолго, и считают разумнее вкладывать деньги в более долговечный товар, который послужит 15-20 лет. При этом наши лодки грузоподъемнее процентов на 20, а весят всего около 8 кг — почти вдвое меньше резиновых. На них мы и делаем ставку в этом году. Стабилен спрос и на большие модели — длиной 4-5 м, особенно в морских регионах. Они сейчас у нас значительно подешевели. На подходе и 6-метровая модель.
— За счет чего удается снижать цены?
— За счет общего роста производства, внедрения новых технологий. Мы вообще всегда боролись за снижение себестоимости, не ухудшая, а наоборот, повышая качество. Фирма развивается, мы можем находить более выгодные по цене поставки, и хотя дорожает аренда цехов площадью более чем 5000 м2, энергия и транспорт, все равно стараемся снижать конечную стоимость продукции за счет роста объемов выпуска. Поставщики остаются теми же: ткани корейские, алюминий из Финляндии, фанера отечественная.
— Снижение цен на материалы за счет роста производства — это понятно, а какие появились новые эффективные технологии?
— Это прежде всего сварка швов горячим воздухом, правда, пока частично. Обычная ПВХ-ткань прекрасно сваривается при 600°С. Ведем работы по внедрению ТВЧ-сварки для отдельных узлов. Таким образом можно упростить, и существенно — в несколько раз - ускорить работу. Оборудование дорогостоящее, в нашей стране не производится, мы его заказываем во Франции. Занимаемся сваркой очень плотно и, скорее всего, в следующем году перейдем на ее регулярное применение.
— А насколько будет такой шов ремонтопригодным?
— Наш сервис-центр разработал технологию ремонта с помощью клея, не требующую полного раскрытия шва. Баллон можно вскрыть для ремонта в другом месте, вне района сварки, не нарушая прочности и не ухудшая внешнего вида. Гарантия на изделия остается той же — два года, хотя сварной шов более надежен — в нем материал деталей полностью проникает один в другой, в отличие от клеевого шва, остающегося частично пленочным. Он лучше держит и высокую, свыше 100°C, температуру, а клеевой шов — только до 80°. Гарантийная политика остается неизменной — два года на лодку и пять лет на материал. Опыт показывает, что если за это время по нашей вине ничего не происходит, то не произойдет и потом.
— Есть возвраты от клиентов?
— Есть, но всего порядка 0.6%. Даже и не возвраты, а ремонты. Основные претензии связаны с тем, что клиент не вполне разобрался, как пользоваться вещью. Например, многие говорят: "Вот, у меня травит клапан". Мы отвечаем: "А вы пробовали крышку закрыть?". После этого обращений обычно не повторяется. Многие думают, что открытый клапан должен держать так же, как закрытый, в то время как именно крышечка обеспечивает полную герметизацию, а сам пружинный клапан лишь помогает процессу накачки. Многие недоразумения происходят от незнания специфики надувного корпуса.
— Как обстоят дела с фурнитурой?
— Всю фурнитуру делаем сами на литьевых машинах, закупаем только сырье во Франции. Сделали новую уключину, впервые в России освоили цветной привальный профиль. Готовы продавать литье и "на сторону". У нас уже Ярославский завод покупает фурнитуру. В этом году начали выпуск собственных воздушных клапанов, в России клапанов такого качества еще не было. Они прошли испытания. Успешно делаем деревянные весла, также готовы продавать их всем желающим.
— А вот рост объемов производства на четверть не скажется ли на качестве продукции? Была ведь такая проблема.
— Да, была, но сейчас мы решаем задачу на технологическом уровне, улучшаем сам процесс, дробя операции до предела, где скрытый брак невозможен. Раньше, чтобы расширить выпуск, приходилось нанимать новых людей, обучать их "на лету" сложным операциям, при этом качество, естественно, страдало. Теперь мы подошли к процессу по-новому, организовав нечто вроде учебного центра. Не набравшие должной квалификации ученики к ответственным работам не допускаются. Контроль качества многоэтапен, от приемки на участках бригадирами до общего контроля службой ОТК.
— Ведутся ли работы над конструкциями, выполненными по технологии "аэродек"?
— Да, работы ведутся. Мы сейчас обучаем рабочих, чтобы обеспечить требуемые объемы выпуска. Спрос есть, хотя и ограниченный. Из-за "пляжного" назначения продаваемых лодок "аэродек" для рыболовов с их сапогами все-таки недостаточно вынослив, начинаются проблемы с удержанием давления в конструкции. Но у нас есть новые разработки, отличающиеся от западных. Например, появившиеся недавно килеватые однокамерные аэродековые днища, обеспечивающие более высокие ходовые качества, были разработаны несколько лет назад нашим латвийским филиалом.
— Как развивается "пакетный" бренд "Yamaran"?
— "Yamaran" растет, в прошлом году продано уже 2000 лодок. Этот бренд нравится населению: во-первых, лодки сразу комплектуется двигателями, близкими "по стилю", во-вторых, красивые яркие лодки хорошо подходят для прогулочных целей, их хорошо берут любители активного отдыха. Другие моторные бренды предложений пока не делали, да мы и не справимся — слишком велика загрузка производства.
— Что-нибудь изменилось в самой структуре компании?
— У нас расширился сервисный центр, прилично развивается тюнинг. Мы предлагаем по нему много новых разработок, покупатель может купить у нас лодку и сразу довести ее сообразно собственным потребностям. Есть разнообразные приспособления для рыбаков, это транспортировочные колеса-шасси, подбаночные сумки, местные усиления конструкций, всевозможное троллинговое оборудование, дуги, например, и прочее. Обычно из тех лодок, что приобретают в нашем магазине, сразу тюнингуют процентов 40, еще больше владельцев доводит их самостоятельно, из покупных узлов и деталей. Мало кто уходит просто с лодкой. Доработками занимаются наши специальные подразделения, а у основного производство простая задача — выпускать по лодке каждые 15 минут. Мы ведем дело к тому, чтобы наши местные представительства по стране самостоятельно занимались доработками, ремонтом — гарантийным и послегарантийным. Если клиент во Владивостоке желает что-либо сделать со своей лодкой силами наших специалистов, он должен обратиться в сервисный центр "Мнев" во Владивостоке, качество их работы не должно отличаться от здешнего. Если мы что-либо вновь разрабатываем, новинка расходится по всем сервис-центрам. Бывает, конечно, и наоборот — мы принимаем полезные разработки региональных центров.
— Ну и, как принято, о планах на этот сезон...
— В этом году увеличим размер выпускаемых РИБов, на них уже есть заказы. Гребные лодки пойдут в достаточно больших объемах. Улучшим технологии сварки, металлообработки, деревообработки, приобретем новое компьютеризированное оборудование для раскроя фанеры. Вручную резать фанеру в таких объемах стало уже трудно. Планируем направить на приобретение машин всю прибыль. Это будет новый технологический уровень, который позволит какое-то время просто наращивать объемы продукции. Будут развиваться и некоторые специальные сервисные услуги для клиентов. С прошлого года мы принимаем у них лодки на межсезонное хранение, моем их, сушим, ремонтируем, если необходимо, и храним до востребования на теплом складе. Это выгодно, потому что весной человек получает проверенную лодку с двигателем и проведенным ТО от ГИМС, зная, что там все в порядке. Обходится это всего примерно в 200 рублей в месяц, не считая ремонта, зато нет проблем с мытьем на осеннем холоде, с крысами в гараже, с местом в квартире. Приходите к нам снова.