"В порядке важной стратегической реорганизации производитель морских трансмиссий — американская компания "Twin Disc" — поворачивается лицом к катеростроителям", — сообщает журнал "International Boat Industry". Как считают моторостроители, большинство катеростроителей традиционно пребывает в явном неведении относительно "железок", которые передают мощность от мотора к винту: они знают в деталях все, что касается номинальной мощности, веса и размерений самого двигателя, но коробка передач, например, считается всего лишь деталью энергетической установки, и далеко не самой интересной, так что потери мощности в ней, как и в системах управления, проектировщики катеров даже не оценивают.
Такое дистанцирование моторостроителя от судостроителя уходит в прошлое. Теперь в центре внимания фирмы "Twin Disc" оказалась вся энергетическая установка, а не только выпускаемая в течение многих лет трансмиссия.
Для расширения рыночной ниши в качестве подразделения "Twin Disc" создана новая корпорация "Racine". Майкл Джойс — ее президент и исполнительный директор — сказал: "Мы приняли решение выйти за пределы сектора коробок передач и определили сферу своего бизнеса как морские пропульсивные установки в целом с внедрением систем электронного управления. Это совершенно иной рынок, поскольку теперь наш покупатель — судостроитель, а не моторостроитель. Мы рассчитываем работать с ними напрямую, учитывая их системные требования к пропульсивному комплексу в целом".
В отличие от производителей коробок передач, когда ходовые качества катера считаются чужой головной болью, изготовители комплекса в ответе за любую из проектных ошибок. Поэтому они очень тщательно подходят к вопросам применимости тех или иных решений и собственно сочетаниям отдельных узлов комплекса. Предоставляя клиентам пропульсивную систему в комплексе, "Twin Disc" считает это серьезным шагом вперед.
Вновь созданная группа морских пропульсивных систем работает в г. Нивелл (Бельгия), где расположены три завода "Twin Disc".
"TD" поставляет технику для прогулочных, коммерческих и военных судов длиной от 20 до 200 футов. Ее продукция принципиально связана с приводами Арнесона, водометами и электронными системами управления, тесно интегрированными с недавно появившейся системой ЕС200. Эта система разработана подразделением "TD Electronics" и регулирует не только трансмиссию, но и режим работы двигателя.
Приводы Арнесона по-прежнему доминируют на рынке. Производители приводов других конструкций — с фиксированным направлением тяги — испытывают немалые трудности. Такие приводы устанавливаются на легкие катера, способные быстро выходить на режим глиссирования. Поскольку у них фиксированный угол атаки, приходится заниматься многими вещами, о которых нет нужды заботиться владельцам привода Арне-сона, поскольку он обеспечивает возможность регулировать ходовой дифферент в широких пределах. Это преимущество особенно сказывается на взволнованной поверхности, можно легко подстраиваться и под крупную волну, и под мелкую зыбь; изменение дифферента на ходу и повышенная управляемость — два главных козыря в пользу привода Арнесона.
В настоящее время приводы Арнесона покрывают диапазон мощностей от 200 до 10 000 л.с. Сектор прогулочных судов, судя по числу проданных единиц, наиболее важен, но и военный сектор быстро набирает обороты. То же можно сказать и о скоростных паромах — этот сектор "Twin Disc" рассматривает как весьма перспективный, поскольку приводы Арнесона вполне конкурентоспособны по сравнению с водометами.
Компания настолько уверена в перспективности приводов Арнесона, что скоро собирается открыть в Европе второй завод по их производству.
Рынок приводов растет, но не настолько быстро, как рынок водометов. Компания производит по лицензии ряд водометов "Australian Doen", рассчитанных на двигатели мощностью от 100 до 2000 л.с., и продает их за пределами Океании под той же маркой. "Водометы, очевидно, не конкуренты приводам Арнесона на самых высоких скоростях, но имеют перспективы в среднем диапазоне скоростей в секторе прогулочных судов, — говорит Майкл Джойс. — Впереди только два конкурента, выпускающие отличную продукцию: "KaMeWa" и "Hamilton". Мы пока только третьи. Но мы уверены, что наш вариант водомета, монтируемый на транце, просто великолепен. Судостроители им довольны, поскольку его достаточно просто монтировать и нет нужды дырявить корпус на миделе".
Фирма считает, что будущее — за водометами и приводами с ЧПВ.