Бывший Центральный Совет по туризму при столь же бывшем ВЦСПС долго и упорно игнорировал водный туризм с использованием технических средств. Гребной — пожалуйста, парусный — пожалуйста, только не водно-моторный...
Энтузиасты незаслуженно отвергаемого, а ныне и незаслуженно забытого водно-моторного туризма — А. Гарусов, Г. Голдовская, Г. Жирова, В. Пискунов, Г. Попов, М. Петров, Б. Фоченков и многие другие — охотно организовывали дальние (многодневные) спортивные плавания на маломерных моторных судах под эгидой ДОСААФ или ОСВОД. (Автор данной заметки с удовольствием вспоминает, например, 10-дневное плавание по реке Днестр, посвященное 30-летию освобождения г. Львова от немецко-фашистских захватчиков, организованное Львовским облсоветом ОСВОД УССР)
Идя на поводу у ЦСТ, Госкомспорт СССР начал все больше ужесточать требования к выполнению спортивных разрядов и получению спортивных званий. Единой всесоюзной спортивной классификацией в 1977-1980 гг. предусматривались разрядные нормативы и требования уже не по дальним спортивным плаваниям, а по многодневным соревнованиям "звездного" типа. Центрами "звезд" были Ленинград, Тольятти, Волгоград, Уфа. Однако в следующем издании ЕВСК уже и этих соревнований не было предусмотрено: их заменили маршрутными гонками на судах народного потребления на 100 км и кольцевыми гонками на 30 км. Комиссии по этим гонкам при Федерации ВМС СССР удалось организовать всего лишь два таких соревнования во всесоюзном масштабе. Затем и их перестали проводить.
Одной из причин этого печального явления было ошибочное представление о том, что маломерные прогулочно-туристские суда загрязняют водоемы в большей степени, чем транспортный и рыболовецкий флот. Другая причина — в самодурстве некоторых "первых лиц". Стыдно вспомнить, но ведь это факт, что москвичи вынуждены были проводить свои соревнования в. Калининской области, так как волны, поднимаемые моторками, мешали высокопоставленным московским рыболовам видеть поклевки. Третья причина — на всевозможные запреты наложилось постепенное подорожание топлива.
Но ситуация теперь уже другая, и это радует. В наше трудное время уже не стыдно искать спонсоров, так или иначе заинтересованных в развитии водно-моторного туризма и реализации необходимых для него товаров. Например, за 15 лет бессменного руководства Мордовской республиканской федерацией водно-моторного спорта автору с помощью других энтузиастов удалось привлечь спонсоров и организовать 14 многодневных походов туристского характера, посвященных различным памятным датам из истории Отечества и его Вооруженных Сил.
Зарегистрированная 16 сентября 1999 г. Минюстом РФ обновленная Федерация водно-моторного спорта России записала в своем уставе в качестве одной из задач содействие развитию водно-моторного туризма. Это правильно. Но пора переходить к делу. Нам представляется, что на первых порах, по крайней мере, для выполнения в регионах требований 3-го, 2-го и 1-го спортивных разрядов можно взять за основу требования ЕВСК 1977-1980 гг. А с 2001-го года стоит утвердить новые разрядные требования и нормы, в том числе отдельные для подростков.
Для организации межрегиональных, зональных и общероссийских туристских походов на маломерных судах (и в первую очередь — для работы с потенциальными спонсорами) было бы, на наш взгляд, полезно объединить усилия — создать под эгидой Федерации ВМС России Ассоциацию самодеятельных спортивно-технических клубов. Такие клубы есть в Саранске, Уфе, Ярославле и других городах.
Развивая водно-моторный туризм, можно будет постепенно возродить и массовость водно-моторного спорта.