Постройка карбаса — это нелегкий ручной труд, требующий высокой квалификации. Строится карбас полностью из ели, вплоть до весел, так как ель при высыхании гораздо легче сосны. 6,5-метровый карбас весит 200-250 кг. Доски набора желательно высушить естественной сушкой в течение двух лет. Постройка ведется в положении вниз килем. Доски крепятся к килю и между собой медными заклепками и (или) гвоздями. Шпангоуты ("кокоры") подгоняются по месту, в них выпиливаются шпигаты. Хорошие шпангоуты, передний и задний брештуки выполняются цельными из корней ели.
По моему мнению, медные заклепки и гвозди немного устарели, хотел бы узнать у профессиональных судостроителей, не уступит ли в прочности крепление досок обшивки с помощью латунных шурупов на эпоксидном клею? При таком крепеже лодка выглядела бы гораздо современнее, а заклепки неудобны еще и тем, что за них цепляются сети при постановке.
Карбаса пропитываются смолой и окрашиваются обычной масляной краской. А какими современными судовыми покрытиями можно было бы заменить смолу?
В качестве двигателей на карбасах обычно используются стационарные "УД-25", "УД-2" — кто какие "добудет". Хотелось бы на страницах вашего журнала увидеть статью с описанием какого-нибудь более или менее доступного импортного дизельного (10-20 л.с.) судового стационарного двигателя и простейшие конструкции узлов его соединения с гребным валом и трубы в дейдвуде под гребной вал. Может быть где-то у нас торгуют такими дизелями? И сколько он может стоить?
И в заключение еще один вопрос — сколько стоят деревянные лодки ручной работы (длиной 6-7 м), подобные поморскому карбасу, в Норвегии (Финляндии)?
А. Федосеев, г. Оленегорск