Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Прицепы и трейлеры
  • 1965 год
  • Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобиле
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Три варианта лодки-«картоп» для перевозки на автомобиле
Устройство для перевозки лодки на крыше автомобиля
Выбор автомобиля в роли тягача для перевозки лодки
Устройство для перевозки лодки на крыше автомобиля
Конструкции лодок для перевозки на автомобиле
Прицеп-трейлер «ПЛ-150» для перевозки лодки
Устройство для перевозки лодки на багажнике
Трейлер для перевозки лодки и хозяйственных целей
Универсальный трейлер для перевозки и грузов и лодки
Выбор трейлера для перевозки лодки
Лодки для перевозке на крыше автомобиля
Секционная лодка «Малютка» для перевозки на мотоцикле
Рабочая лодка «Бриз-46Р» для перевозки грузов, туризма, рыбалки
Две складные парусные лодки для владельцев автомобилей


Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобиле

Год: 1965. Номер журнала «Катера и Яхты»: 5
          0



 
Вопрос о перевозке небольшой моторной лодки в равной мере волнует как туристов-водномоторников, так и рыбаков, охотников, аквалангистов, любителей водных лыж. Самый удобный вариант — транспортировать мотолодку на легковом автомобиле. Можно сделать прицеп, а можно и закрепить лодку на крыше. Идея перевозки лодки на крыше не нова (см. В. Б. Гантман, «На лодке в дальнее плавание», Изд. ДОСААФ, Москва, 1962.; В. Б. Гантман, «Автомобиль и лодка» — статья в альманахе «Автомобилист», № 1, 1961 г.). Естественно, что большинство сравнительно тяжелых судов перевозят на прицепах, но немало более легких лодок можно перевозить на крыше машины. Самые распространенные мотолодки весят (без подвесного мотора и снаряжения), как правило, не более 150 кг («Казанка» — 140 кг, «МК-5» — 140 кг), а большинство судов самостоятельной постройки — еще меньше (50—100 кг, а «Золотая рыбка» — всего 24 кг); такие суда вполне можно ставить на крышу.

Наши отечественные легковые автомобили («Москвичи», «Волга», «Победа» и «ЗИМ») по своей конструкции вполне могут нести на себе груз 140 кг и даже больше. В частности, багажники для «Москвича», выпускавшиеся в 1960 г., были рассчитаны даже на 200 кг груза!

Что же лучше: прицеп или крыша?

К преимуществам прицепа следует отнести:
  • простоту установки лодки на прицеп; если прицеп плавает (благодаря надувным колесам), лодку можно ставить на него прямо на воде;
  • сохранение полной полезной нагрузки автомобиля.
Перечислим недостатки прицепа:
  • высокая стоимость (баллоны, диски, подшипники, рессоры, амортизаторы и др.);
  • сложность конструкции, включая буксирное устройство на автомобиле с шарниром для дышла;
  • ухудшение маневренности и проходимости автомобиля; к воде, как правило, можно подъехать только по проселку (при этом часто по лесу), а шоссейных подъездов нет, что значительно усложняет спуск на воду;
  • прицеп должен иметь номер, который выдается ГАИ после осмотра техническим экспертом. Прицеп вписывается в технический паспорт автомобиля и каждую весну должен предъявляться на техосмотр вплоть до списания. Кроме того, правильно оснащенный прицеп должен иметь фонарь освещения номерного знака, стопсиг-нал, габаритные и мигающие поворотные огни (иначе в темное время суток на шоссе вы можете лишиться и прицепа и лодки!);
  • на стоянке автомобиль занимает вдвое больше места, что важно не только на дорогах, но и в пансионатах, кемпингах и на платных стоянках:
  • прицеп требует места в гараже для хранения и выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию.
Крепление лодки на крыше обладает рядом не менее важных преимуществ:
  • малая стоимость;
  • простота конструкции;
  • сохраняются проходимость и маневренность автомобиля (подробнее об этом см. ниже);
  • правилами уличного движения такая перевозка разрешена без оформления в ГАИ;
  • крепление легко разбирается, не требует никакого ухода и занимает очень мало места;
  • узлы предлагаемого нами крепления могут быть использованы самостоятельно (передняя опора может служить багажником для транспортировки любых предметов; покрышку, выполняющую роль амортизатора, можно использовать как запасное колесо, освободив тем самым место в багажнике).
Недостатками такого крепления являются:
  • сравнительная сложность установки лодки, так как нужно поднять ее над машиной;
  • полезная нагрузка автомобиля уменьшается на величину веса лодки и самого крепления.
Предлагаемая нами конструкция состоит из двух опор. Передняя опора — собственно багажник. Мы применили заводской багажник, но его нетрудно сделать и самому. Рама, пол, бортики и закругления багажника сделаны из стальной трубки ∅ 12. Кронштейны, как и опорный прут, лежащий в водосточном желобке, имеют диаметр 8—10 мм. К опорному пруту по всей длине приварено ребро жесткости из полосового железа размером 20X4 мм. К бортикам багажника четырьмя болтами Мб крепится Х-образная крестовина из стального уголка 40X40 мм, на которую устанавливается кильблок или кладется автомобильная покрышка, которая выполняет роль амортизатора (мы использовали старую покрышку от небольшого самолета, без камеры). Если применить автомобильную покрышку, возможно понадобится вложить в нее камеру и слегка ее накачать. Крестовина придает багажнику необходимую жесткость и равномерно распределяет нагрузку на все 6 кронштейнов. Нужно отметить, что ни в коем случае нельзя ставить кильблок или покрышку на пол багажника, прочность которого недостаточна.

Прут в водосточном желобе благодаря ребру жесткости равномерно распределяет нагрузку вдоль всей его длины. Совершенно не годятся багажники с резиновыми опорами — «присо-сами», так же как и багажник с четырьмя опорами в желоб. Последние можно применить для лодок весом не более 60 кг. Прут, укладываемый в желоб, тщательно изгибают по форме желоба и по всей длине приваривают к ребру жесткости. С этой работы нужно начинать, в противном случае конструкция может покоробиться.


Рама багажника собирается и сваривается отдельно. Полная сборка опоры производится по месту на автомобиле (при помощи сварки), чтобы не было перекоса. Машину нужно защитить 3—4 слоями мокрой ткани, чтобы капли расплавленного металла не попортили окраску. Изготовленная таким образом опора отличается большой жесткостью и прочностью. Крепится она на машине четырьмя широкими лапками. На прут желоба надевается на клею 88 или БФ-2 предварительно разрезанная вдоль резиновая трубка (хороша для этой цели вакуумная резина). В таком виде опора без крестовины и покрышки годна для перевозки любых грузов.

Вторая опора — тоже сварной конструкции. Две стойки с раскосами выполнены из стального уголка 20X20; нижние края стоек крепятся двумя болтами М10 к кронштейну заднего бампера (болты входят в отверстия для крепления клыков). К верхним концам стоек приваривается поперечина — стальной уголок 40X40 к которому шурупами крепится деревянный кильблок по форме днища. На кильблок наклеивается клеем 88 губчатая резина δ = 10 мм, обтягиваемая прорезиненной тканью.

Передняя и задняя опоры соединены двумя продольными тягами (уголок 20 X 20 на 4 болтах М6), придающими всей системе достаточную жесткость. Для этого в задней опоре под кильблоком просверливаются два отверстия, а на передней опоре привариваются две петли или накладки (узел 8). Длина тяг подбирается так, чтобы задняя опора была несколько отклонена назад по ходу автомобиля—тогда крышка багажника будет свободно открываться.

Лодка притягивается к опорам двумя стальными бандажами (δ = 0,8÷1,0 мм), на концах коте рых укреплены болты. Бандажи обернуты кипер-ной лентой, чтобы не портилась окраска лодки. Можно притягивать лодку простыми бельевыми веревками. Окрасить конструкцию лучше всего серебрянкой. которая надежно защищает от коррозии, придает приятный легкий вид и не требует тщательной подготовки поверхности.

Подобное крепление можно установить на любом автомобиле, изменив пропорции по месту. Перевозить лодку надо в положении вниз килем по следующим соображениям:


  • днище лодки гораздо прочнее палубы;
  • в кокпит можно положить елани, банки, весла, круги и т. п.;
  • центр тяжести будет немного ниже, и лодка будет плотнее сидеть на опорах.
Подъемная сила, возникающая от встречного потока воздуха, не превышает 1 кг, так как лодка обладает достаточно обтекаемой формой. Центр тяжести лодки приходится над задним сиденьем, поэтому разница в нагрузке между отдельными колесами не выходит из пределов нормы.

На переднюю опору приходится 70—75% веса лодки, на заднюю 25— 30%. Весь вес лодки и крепления приложен на автомобиль в трех местах — кронштейне заднего бампера (25—30% веса) и двух желобах (по 35—37,5%). Если вся система весит 140 кг, то на 1 пог. см длины желоба приходится не более 700 г! Эти цифры рассеивают многие сомнения и вместе с тем еще раз подтверждают необходимость тщательной подгонки опорного прута по желобу и выполнения окончательной сборки на самой машине.

Общий центр тяжести машины с лодкой весом 100 кг выше центра тяжести машины без лодки на 5 см. Это говорит о том, что на поперечную устойчивость автомобиля лодка практически не влияет, хотя глядя со стороны кажется, что машина с лодкой на крыше опрокинется на первом же повороте. Это не значит, конечно, что можно допускать неоправданные боковые нагрузки. И пусть не пугает автолюбителя спуск к воде; резкое торможение автомобиля не вызывает перемещения крепления благодаря изогнутой форме опорного прута и плотной посадке его в желоб.


 
Предлагаемая конструкция была сделана и проверена автором. В течение одного сезона было пройдено более 1000 км по шоссейным дорогам и около 350 км по грунтовым и проселочным. Крепление было установлено на «Москвиче-407». Лодка «Стрекоза» усиленной конструкции вместе со снаряжением весила около 100 кг. Летом 1964 г. лодку отвезли на озеро Селигер. Ехали мы по шоссе Москва Ленинград до Торжка со средней скоростью 50—60 км/час, временами до 90 км/час. Затем двигались от Торжка до Осташкова и далее до Верхних Ко-тиц (140 км) по разбитому булыжнику и проселку. 8 московском Автомотоклубе нам сообщили, что этот участок считается трудным, особенно для легко-вых автомобилей, и что лишь немногие решаются на такое путешествие даже без лодки.

Наши надежды оправдались: за весь путь только по дороге обратно пришлось один раз подтянуть лодку к опорам, так как ее привязали мокрыми веревками. Почти до самого озера Селигер нас сопровождала гроза. В Осташкове мы вылили из лодки шлангом около двух канистр воды. Оказалось, что брезент, закрывавший кокпит, был порван; намокнув, он провис и, как воронка, собирал всю воду в лодку. Таким образом вес лодки увеличился примерно до 140 кг. Мало того, когда лодка стояла на автомобиле, мы складывали снаряжение в кокпит, становясь ногами на крестовину задней опоры.


За все 140 км ни один сотрудник ГАИ не сделал нам ни одного замечания.

Какие же выводы можно сделать после первой практической проверки крепления? Покрышка на крестовине передней опоры пачкает днище лодки: ее лучше обернуть какой-либо тканью (например, марлей). Покрышку к крестовине ничем крепить не нужно. Между покрышкой и крестовиной лучше положить доску, так как крестовина постепенно протирает покрышку своими краями. Кильблок задней опоры можно выполнить в виде роликов, чтобы облегчить установку лодки на крепление (однако это довольно сложно, и лодка не будет плотно сидеть на креплении).

В заключение хочется еще раз сказать, что перевозка лодки на крыше машины,— на наш взгляд, самое удачное решение проблемы. К такому же выводу приходят многие. Нам довелось увидеть в Ростове-на-Дону машину од ного ленинградца с «казанкой» на крыше! Пожалуй, не столько вес, сколько большие размеры лодки могут помешать автолюбителю поставить ее на крышу.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Мелкие разборные суда комплекта «Ладога»
Новый гоночный катамаран класса «В»
Крейсерский катамаран «Спрут»
Проект гоночно-крейсерского катамарана «Замбар»
Швертбот «Юнга» бесшпангоутной конструкции
Швертбот «Оптимист» для подростков
Морская крейсерская яхта «Новинка» из стеклоцемента
Стеклоцементные суда сборной конструкции
Стеклопластиковый катер с водометным движителем
Туристический катер «Снарк»
Туристический катер «Садко»
Путешествовать можно на шлюпке!
Гоночный скутер конструкции Шульце
Постройка мотолодки типа «Акула»
Плотообразная лодка-катамаран для прокатных станции «Морской Конь»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобиле

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Трейлер для перевозки мотолодки
Лодка «ОЛ-1» из стеклопластика для охоты и туризма
Проект крейсерского катамарана «Нептун»
Стальная крейсерская яхта «Юг»
Туристский швертбот «Мышка»
Одноместный парусный тузик-швертбот «Оса»
Моторная лодка «Кострома»
Простейший туристический секционный катамаран
Челн с бумажно-тканевой обшивкой
Невская лодка «Лотос»
Гоночный глиссер «Пиранья»
Малая килевая яхта «Парус-2»
Малый каютный швертбот «Аэлита»
Крейсерский швертбот «Миф»
Гоночный катер «Ленинград-1»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 22 + 19 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории