Перевозка легкой лодки не представляет никаких трудностей и не приносит никакого вреда машине, если сделан специальный багажник.
Приводим эскиз багажника, позволяющего перевозить лодки весом до 80—100 кг. При этом, как показывает практика эксплуатации, с погрузкой лодки легко справляется один человек.
Багажник состоит из вертикальной рамы 13, горизонтальной рамы с направляющими 2, передней опоры 4, промежуточной опоры 21, крепежных и стопорных элементов. Откидывающаяся в корму вертикальная рама соединена при помощи петель-шарннров с кронштейнами 5, закрепленными на болтах к кронштейнам бампера. Таким образом, нагрузка, воспринимаемая вертикальной рамой, передается непосредственно на силовые элементы автомобиля. Форму и размеры вертикальной рамы и кронштейнов опор качения надо выбирать с учетом следующих соображений: крышка багажника должна свободно открываться, рама не должна мешать поднимать машину домкратом.
Соединение вертикальной рамы с направляющими горизонтальной рамы также выполнено при помощи шарниров, которые необходимы для осуществления погрузки лодки: вращая раму 13 вокруг нижних опор, отводим ее назад, пока упоры 26 на переднем конце направляющих 2 не упрутся в упоры 19 промежуточной опоры (положение Б на эскизе).
Установив лодку таким образом, чтобы закрепленные на ней крючки-бугеля 14, а затем и 15 попали в пазы коробчатых направляющих, и двигая ее постепенно вперед, можно довести ее до нужного положения по длине. Передние крючки-бугеля должны поджать резиновые амортизаторы 17 на 3—4 мм, после чего задние стопора 22 защелкиваются, фиксируя положение лодки.
После этого заднюю раму и горизонтальную раму с лодкой подают вперед, приподняв флажки 25, до тех пор пока передние концы направляющих рамы не войдут в соприкосновение с упорами 3 передней опоры.
Флажки 25 можно изготовить из оконных петель. Крепят их на направляющих таким образом, чтобы, опустившись под собственным весом, они упирались в упоры 19 и препятствовали перемещению направляющих вперед.
Фиксация направляющих на передней опоре производится с помощью стопоров 1.
Для изготовления направляющих лучше всего подойдет специальный дюралюминиевый профиль. Можно поставить два уголка, склепанных (или соединенных болтами) так, чтобы между ними оставался зазор, необходимый для бугелей лодки 15, 14.
Передняя 4 и промежуточная 21 опоры крепятся на кузове аналогично опорам обычного багажника. Вертикальные размеры опор следует выбирать минимальными, чтобы центр тяжести лодки располагался как можно ниже.
Чтобы в процессе погрузки или разгрузки лодка не задевала за промежуточную опору или кузов автомашины, надо установить на направляющих фигурные копиры 24. При перемещении направляющих относительно промежуточной опоры копиры приподнимут лодку на необходимую высоту. Для удобства погрузки лодки в этом случае на ней закрепляются направляющие уголки 12.
Все стопорные элементы (22; 1) выполняются однотипными. В нормальном рабочем положении пружина 9 удерживает палец 10 в отверстиях, сделанных в стенках направляющих и в упоре 3.
Применением соответствующих сечений профилей из дуралюмина можно добиться, чтобы вес багажника не превысил 10—12 кг.
Описанная конструкция легко превращается в багажник универсального типа. Соединив, например, промежуточную и переднюю опоры прутками или трубками 23, можно получить удобную площадку для перевозки вещей.
Для подъема или спуска лодки с обрывистого берега или пирса можно с помощью тросовых растяжек с крючками придать багажнику положение, обозначенное на эскизе буквой А. Лодку поднимают с помощью трех-четырехкратных талей и отвозят (отведя машину) в удобное для дальнейшей работы по погрузке место. В этом случае направляющие 2 следует соединить дополнительной поперечиной 20, чтобы рама действительно представляла единую жесткую конструкцию.
Лодка и багажник лучше смотрятся, если окрасить их под цвет автомобиля, но несколько светлее.