Устройство контроля системы охлаждения, описанное в сборнике №28 за 1970 г., лишь сигнализирует о возникновении аварийной ситуации зажиганием лампочки. Однако после несложных переделок схемы можно заставить его автоматически выключать мотор при отказе системы охлаждения. Для этого в цепь транзистора Т2 (см. рис.) нужно включить реле тина РЭС-9 (РСЧ.527.203) напряжением срабатывания 6 в. Одна пара контактов этого реле (К1) используется в цепи лампочки, а другая (К2) — в цепи первичной обмотки катушек зажигания магнето и подключается аналогично кнопке аварийного выключения мотора. Кроме того, в схему введен выключатель В1, устанавливаемый на панели управления.
Питается устройство от батареек для карманного фонаря или от аккумулятора напряжением 6 в. В исходном положении перед запуском мотора тумблер В1 устанавливается в положение «Выкл». Если при этом напряжение питания подано на устройство, то триод Т1 заперт, Т2 отперт, реле Р1 включено, контактные пары реле К1 и К2 замкнуты, и лампочка ЛН1 горит, сигнализируя, что в систему охлаждения вода не поступает. Поскольку тумблер В1 выключен, контактная пара К2 не шунтирует первичную обмотку магнето, и мотор запускается беспрепятственно.
При запуске мотора с исправной системой охлаждения триод Т1 отпирается, Т2 запирается, реле Р1 выключается, размыкая контактную пару К1, и лампочка ЛН1 гаснет.
Если система охлаждения неисправна, то исходное состояние схемы сохраняется, и лампочка продолжает гореть.
Запустив мотор, водитель переключает тумблер В1 в положение «контроль». При этом контактная пара К2 оказывается подключенной параллельно первичной обмотке магнето. В случае отказа системы охлаждения включается реле Р1, и первичная обмотка магнето надежно шунтируется с помощью контактной пары К2; при этом загорается лампочка ЛН1, и мотор автоматически выключается.
Чтобы после устранения неисправности вновь завести мотор, водитель переводит тумблер В1 в положение «Выкл.» и повторяет все сначала.
В схеме можно применить триоды П-13, П-39 или ГТ-108 (Т1) и П-16 или П-42 (Т2), R1 (15 ком), R2 и R3 (по 510 ом).
Описанное устройство успешно испытано в течение двух навигаций.