Во всех моделях подвесных моторов работа системы охлаждения контролируется визуально по струе воды, выходящей из контрольного отверстия, расположенного обычно на тыльной стороне двигателя. Не говоря уже о том, что на «Вихре», например, эта струя дробится парами и увидеть ее практически невозможно, подобный способ контроля просто неудобен, особенно когда водитель располагается в носовой части лодки.
Публикуем ниже описание трех простых устройств, которые обеспечивают более удобный и надежный контроль за охлаждением мотора. Прибор, установленный москвичем Ю. В. Иовановичем, пригоден лишь для моторов, у которых струя из контрольного отверстия идет под достаточным напором («Москва», «Ветерок»), так как он работает благодаря непосредственному (гравитационному) воздействию струи на пластину, размыкающую контакты в цепи контрольной лампы. Более универсально устройство, работающее от давления паров в рубашке охлаждения глушителя, изготовленное А. П. Лосем. Его можно установить на «Вихрь», как и третью, более сложную схему, основанную на изменении электрического сопротивления в системе охлаждения глушителя (В. А. Морозов и Е. А. Холодков). Дальнейшим усовершенствованием подобных устройств могут быть датчики температуры охлаждающей воды, которыми снабжаются некоторые зарубежные модели мощных подвесных моторов. Показания термометра дадут наиболее объективную информацию о режиме охлаждения.
Для контроля за охлаждением подвесного мотора я применяю простой сигнализатор, состоящий из корпуса 1 (оргстекло), в верхней части которого с помощью нагретого паяльника запрессованы пластинки контакта 2. В трубке 4, также запрессованной в корпус, свободно двигается шток 3. поджимаемый пружиной 8. К нижнему концу штока прикреплена металлическая пластинка 6 сечением 1X20 мм.
Сигнализатор включается в простейшую электрическую цепь и располагается на моторе таким образом, чтобы струя воды из контрольного отверстия системы охлаждения падала на конец пластинки. Под ее действием . контакт 2 размыкается, и лампочка тухнет.
При засорении контрольного отверстия или другой неисправности шток поднимается, давит на нижний гибкий контакт, замыкает цепь и зажигает сигнальную лампочку. На стоянках водитель тумблером разъединяет цепь питания электросхемы.
Сила контрольной струи на разных моторах различна, поэтому в каждом отдельном случае нужно подбирать пружину соответствующей жесткости или менять положение верхнего контакта, подгибая его пластинки. Для защиты контактов от влаги желательно закрыть их прозрачным кожухом, склеенным из тонкого оргстекла.
Примерные габариты корпуса кнопки: высота 30 мм, длина 25, ширина 18—20 мм. Корпус крепится к мотору с помощью полоски, прикрепленной к кнопке двумя винтами М3. Для визуального наблюдения за контрольной струей следует оттянуть шток за полоску вниз, чтобы она опустилась ниже штифта, и повернуть на 90°.
Данная система эксплуатировалась на лодке «Казанка» с мотором «Москва» и работала надежно, если не считать случайных сигналов лампочки при преодолении волн от других судов, вызванных относительно большим весом штока и полоски. Но эти вспышки нетрудно отличить от сигналов, при которых лампочка горит постоянно и свидетельствует о прекращении подачи охлаждающей воды.
Разработанное устройство для контроля работы системы охлаждения установлено на моторе «Вихрь», но может быть применено я на других подвесных Лодочных моторах. Устройство безотказно проработало три навигации, удобно в эксплуатации, позволяет контролировать охлаждение как в процессе работы мотора, так и при запуске, 1то весьма важно, поскольку именно при запуске система охлаждения зачастую работает неудовлетворительно, пока мотор включением муфты редуктора не переводится в рабочий режим.
Указателем наличия воды в системе охлаждения является электрически изолированный от корпуса мотора металлический штырек, введенный внутрь рубашки охлаждения. В моторе «Вихрь» для этой цели в глушителе с передней стороны мотора просверлено отверстие диаметром 6—8 мм. К стенке глушителя в этом месте приварена пластина толщиной 3—4 мм, с отверстием, соосным с первым и такого же диаметра.
Металлический штырек — высокочастотный разъем — закреплен на этой пластине с помощью четырех винтов М3. Прежде чем устанавливать разъем, скрепляемые детали нужно предварительно смазать герметиком. Центральный контакт разъема оказывается внутри рубашки охлаждения мотора. Выбор глушителя в качестве места установки устройства объясняется тем, что при возникновении неисправности в системе охлаждения остатки воды в рубашке охлаждения глушителя испаряются практически мгновенно, и контакт указателя осушается. При этом значение сопротивления указателя будет резко различаться от случая, когда система охлаждения исправна, и указатель залит водой.
С помощью пары проводов указатель подключен к полупроводниковому прибору, размещенному на пульте водителя.
Как видно из схемы, прибор состоит из двухкаскадного усилителя на полупроводниковых триодах типа П-13 и П-16. В коллекторную цепь одного из них включена лампочка накаливания 3,5 в. В качестве источника питания применена батарейка от карманного фонаря. Для отключения прибора служит тумблер В1.
При запуске мотора тумблер ставится в положение «включено». При исправной работе системы указатель имеет весьма низкое сопротивление (несколько десятков ом), в связи с чем транзистор ПП1 открывается, ПП2 закрывается, и лампочка ЛН гаснет. При возникновении неисправности в системе охлаждения сопротивление указателя резко возрастает, транзистор ПП1 закрывается, ПП2 открывается и загорается лампочка, сигнализируя, что в системе отсутствует вода.
Контролировать работу системы охлаждения на моторе «Вихрь» нелегко: отверстие в дейдвуде, предназначенное для этой цели, во-первых, расположено в самом трудном для обзора месте — сзади и внизу, а во-вторых, вода из этого отверстия выходит в смеси с выхлопными газами. Чтобы распознать наличие воды в системе, приходится подставлять ладонь и затем исследовать осадок. А что делать в непогоду, в темноте?
На первых порах я перенес контрольное отверстие в более доступное для обзора место — на глушитель. В поддоне напротив глушителя просверлил отверстие диаметром 8 мм, а в самом. глушителе — второе, диаметром 2 мм, соосное с первым, сообщающее водяную полость глушителя с наружным пространством. При работе двигателя из этого отверстия идет хорошо видимая струйка воды.
Чтобы иметь возможность контролировать работу системы охлаждения при любых погодных условиях и в любое время суток, я сделал сигнальное устройство, благодаря которому при прекращении подачи воды на приборном щитке загорается красная лампочка. Устройство состоит из пары контактов, смонтированных над диафрагмой, полость под которой сообщается с водяной полостью рубашки глушителя. При работающей системе охлаждения в ней создается избыточное давление, выпучивающее диафрагму, которая поднимает пятачок из диэлектрического материала, размыкающий контакты. Пятачок защищает диафрагму от прорыва кончиком контактной пластинки. В случае прекращения подачи воды диафрагма опускается, и контакты, замыкаясь, включают сигнальную лампочку на щитке. Для экономии расхода электроэнергии в сеть введен выключатель. В случае отсутствия на судне осветительной системы контрольная лампочка может питаться от батарейки для карманного фонаря.
Усилие для размыкания контактов при диаметре рабочей части диафрагмы 20 мм должно быть в пределах 200—250 г. Очень слабые (по усилию размыкания) контакты недопустимы, так как они могут разомкнуться не напором воды, а под действием выхлопных газов, попадающих в водяную полость из дейдвуда. При удачно подобранных по упругости контактах на малых оборотах холостого хода лампочка «мигает» и при включении винта гаснет. «Мигание» является в этом случае убедительным доказательством исправного состояния системы.