По разработанным мною чертежам такие моторы сделали еще несколько человек. Я получаю письма от туристов — байдарочников с просьбами рассказать о конструкции мотора. Надеюсь, что он заинтересует и некоторых читателей. Я сконструировал мотор, исходя из самой элементарной технологии (никакого литья, только токарные, фрезерные и сварочные работы), в расчете на постройку в любительских условиях.
Возможно, на эту публикацию обратит внимание и завод, выпускающий «Д5».
Технические данные двигателя
тип двигателя | одноцилиндровый, двухтактный с кривошипно-камерной продувкой |
диаметр цилиндра, мм | 38 |
ход поршня, мм | 40 |
рабочий объем цилиндра, см3 | 45 |
степень сжатия | 5,7 |
Двигатель работает на автобензине А-66, А-72, А-74 или A-76 в смеси с автолом в соотношении 20:1.
При применении карбюратора K34Б номинальная мощность при 4500 об/мин коленчатого вала составляет 1,2 л. с., а расход топлива — около 0,5 л/час. Если установить карбюратор от лодочного мотора «Салют», то мощность повысится до 2 л. с. (при 5000 об/мин) с соответствующим увеличением расхода топлива.
Мотор переделан на водяное охлаждение. На нем установлена подводная часть от «Салюта» с угловым редуктором (передаточное отношение 12:22) и водяной помпой, подающей охлаждающую забортную воду в рубашку цилиндра.
Двухлопастной гребной винт (диаметр уменьшен до 150 мм) взят от лодочного мотора «Кама». Для защиты винта от повреждений на подводной части закреплена специальная направляющая насадка.
Емкость бензобака около 2,5 л. Горловина и крап расположены так, что заправка возможна как в рабочем, так и в откинутом положении мотора, утечка горючего через незакрытый кран при откидывании мотора исключается.
Стартер размещен в нижней части двигателя вблизи оси подвески, что предотвращает откидывание мотора при запуске. Длина убирающегося пускового троса выбирается по месту (около 1,5 м), конец его оснащен резиновой ручкой (на соединительной муфте) и пропущен сквозь отверстие в спинке кокпита у левого борта.
Дроссель карбюратора управляется ручкой газа от мотоцикла «Ява» или «Ковровец» (применять ручку от велодвигателя «Д5» не рекомендую — ненадежна), которая устанавливается на металлической трубке, шарнирно соединенной посредством тяги с рычагом румпеля (см. схему). К концам рычага, закрепленного на корме байдарки над декой на рамке, сделанной из трубы байдарочного весла, прикреплен посредством талрепов штуртрос диаметром 2—2,5 мм, охватывающий диск с канавкой на моторе. Трубка ручки газа при осевом перемещении поворачивает рычаг румпеля, а вместе с ним посредством штуртроса и мотор. Она закреплена на левом фальшборте вблизи спинки кокпита и снабжена ограничителями угла поворота мотора (не более 45° на каждый борт).
Для дистанционного откидывания мотора к нему прикреплен трос, пропущенный сквозь отверстие в спинке кокпита байдарки у правого борта. Все тросы присоединяются к мотору на муфтах, благодаря чему его легко снимать с байдарки.
Общий вид мотора
Мотор можно ставить и на борту (для чего следует сделать специальную опору), а также на транцевых лодках прогулочного типа с помощью струбцины. В этих случаях ручка газа может быть установлена на коротком румпеле, закрепленном на моторе в вертикальной плоскости с помощью шарнира.
Длина дейдвудной трубы (а также выхлопной и водоподающей труб и трансмиссионного вала) выбирается с учетом размеров и формы кормовой оконечности лодки.
Для смазки редуктора подводной части применяется нигрол (50—60 см3), который рекомендую заменять через каждые 50 часов работы.
При использовании готовых узлов и деталей (их стоимость составляет 50 руб.) мотор можно сделать в любой мастерской, располагающем токарным, универсально-фрезерным, долбежным и сверлильным станками, а также установкой для аргоно-дуговой сварки алюминиевых сплавов и газосварочным аппаратом.