Этих недостатков лишены подвесные моторы с водометными движителями.
Технические характеристики
Тип двигателя | «Вихрь» с рабочим объемом 422 см3 |
Мощность максимальная, л. с. | 17—20 |
Число оборотов при максимальной мощности, об/мин | 5000 |
Часовой расход топлива при максимальной мощности, кг/час | 9 |
Масло для смазки редуктора | трансмиссионное автотракторное масло «летнее» ГОСТ 542—50, объем заправки 150 см3 |
Передаточное отношение от коленвала к ротору | 0,95 (19:20) |
Водометный движитель: | |
Диаметр ротора, м | 0,143 |
Число лопастей ротора | 4 |
Дисковое отношение | 0,9 |
Шаг ротора, м | 0,130 |
Максимальное число оборотов ротора, об/мин | 4580 |
Площадь выходного сечения сопла, м2 | 0,0115 |
Относительное сжатие сопла | 0,788 |
Число лопаток спрямляющего аппарата | 5÷6 |
Угол установки лопаток спрямляющего аппарата | 18° |
Нам удалось создать подвесной водометный мотор, не уступающий по своим пропульсивным характеристикам лучшим отечественным подвесным моторам с гребными винтами. При установке его на «Казанку» габаритная осадка лодки составляет всего 170 мм, что обеспечивает максимальную проходимость при больших скоростях движения.
Применен осевой одноступенчатый водометный движитель с горизонтальным расположением ротора. Крутящий момент передается на ротор через угловой редуктор с парой конических шестерен.
На большинстве иностранных подвесных водометов применяется прямая передача мощности на ротор при вертикальном расположении его оси. Как показали исследования, подобные конструкции движителей, использующие центробежный или осевой насос (с подъемом воды до выходного сопла), менее эффективны.
Из всех разработанных и опробованных нами схем наибольший интерес представляет подвесной водомет «Ветер» на базе мотора «Вихрь».
В отличие от стационарных установок, водозаборник подвесного водометного мотора имеет по периметру две шайбы. Нижняя шайба служит для формирования потока на входе в водозаборник и устранения возможности прососа воздуха в приемное отверстие по корпусу водозаборника, верхняя — для уменьшения брызгообразования и .замывания корпуса потоком воды. Этим достигается значительное снижение сопротивления водозаборника.
На корпусе водозаборника имеются приливы для крепления редуктора с помощью пяти шпилек М8. Водозаборник можно отливать и заодно с корпусом редуктора.
Спрямляющий аппарат может быть выполнен заодно с корпусом сопла или съемным. В первом случае стальные лопатки устанавливаются в форму для отливки ступицы аппарата и корпуса сопла. Для прочного сцепления с материалом сопла и ступицы (силумин) на торцевых кромках спрямляющих лопаток делают насечку в виде зубцов.
Для съемного спрямляющего аппарата лопатки привариваются к ступице и наружному кольцу, имеющему посадочный диаметр 150 мм. Съемный спрямляющий аппарат позволяет быстро заменять лопатки или зачищать поврежденные кромки в условиях эксплуатации. Остальные детали принципиально не отличаются от деталей водометов, описанных в сборниках «Катера и яхты» и книге «Катер с водометным движителем», И. И. Ерлыкин и др.
Предусмотрено реверсивное устройство в виде заслонки, навешенной на сопле. Поворот заслонки для изменения направления вытекающей из сопла струи производится шарнирными тягами.
Конструктивной особенностью нашего «Ветра» является механизм регулировки положения движителя относительно днища лодки, что позволит использовать подвесной водомет на серийных лодках с различной высотой транца (от 380 до 405 мм).
Регулировка производится с помощью двух гаек, ввернутых в корпус подвески мотора. Как показали результаты испытаний, наивысшая скорость лодки достигается при глубине погружения носка водозаборника ниже днища на 15÷20 мм.
Удельный упор (кг/л. с.) у подвесного водомета на 20—25% больше, чем у винтового движителя, а общее увеличение упора до 140 кг позволяет буксировать воднолыжника.
Нужно отметить, что более короткое время выхода на глиссирование лодки с подвесным водометом значительно улучшает маневренные характеристики и позволяет совершать повороты даже на максимальной скорости движения, причем диаметр циркуляции лодки составляет 1—1,5 длины корпуса, т. е. в три раза меньше чем с винтовым вариантом. Снижение скорости при больших весовых нагрузках с водометом происходит менее существенно, чем с винтом.
Лодка с одним человеком выходит на режим глиссирования за 6 сек., проходя 25 м; с четырьмя пассажирами — за 9 сек., проходя 45 м.
Исследования показали возможность успешного применения двигателей подвесных моторов (практически любой мощности) с осевыми движителями. Теперь дело за промышленностью.