Система питания
Сильный запах бензина в отсеке, где установлен расходный бензобак 17, может указывать на утечку горючего. Проверьте все соединения и запорный кран, подтяните гайки штуцеров, займитесь притиркой пробки запорного крана. Этого часто бывает достаточно, чтобы восстановить герметичность бака. Если во время похода в бензобаке или трубопроводе обнаружена трещина, можно временно зашпаклевать ее мылом и обмотать тканью или изоляционной лентой.
Спустите отстой из фильтров-отстойников 11 и 16. Чистый фильтрованный бензин обеспечивает долговременную надежную работу карбюратора.
Карбюратор 19
От его регулировки главным образом и зависит экономичность работы двигателя. Карбюратор современного двигателя может иметь несколько жиклеров, обеспечивающих различные режимы работы. Проверьте работу главного жиклера, рассчитанного на работу двигателя в экономичном режиме. Уровень бензина в поплавковой камере должен соответствовать отметке на корпусе карбюратора или уровню, указанному в инструкции. При этом карбюратор разбирать не надо, достаточно вывернуть регулировочную иглу главного жиклера и присоединить к ее отверстию резиновый шланг со стеклянной трубкой. Уровень бензина внутри поплавковой камеры соответствует уровню в трубке.
Если предстоит долгий переход, лучше отрегулировать иглу главного жиклера во время движения. Для этого двигатель должен войти в установившийся тепловой режим, что обычно занимает около часа. Затем дайте обороты экономичного хода и, отвернув регулировочную иглу жиклера, медленно заворачивайте ее обратно, пока двигатель не начнет снижать обороты. После этого так же медленно отверните регулировочную иглу до появления устойчивых оборотов. Эта манипуляция несколько уменьшит пропускную способность главного жиклера и обеспечит экономичный расход топлива. На коротких переходах дополнительную регулировку делать не следует.
Если карбюратор «барахлит», разберите его, промойте все детали бензином, прочистите все тракты для воздуха и топлива (только не проволокой или иголкой, так как увеличение диаметра отверстия жиклеров все-о лишь на несколько сотых разрегулирует всю систему).
Распределительный механизм
Необходимо проверить щупом зазоры между штоками клапанов и толкателями. У выхлопных клапанов величина зазора несколько больше чем у всасывающих. Следует иметь в виду, что уменьшение зазора более неблагоприятно сказывается на работе двигателя, чем увеличение. При регулировании зазоров обратите внимание на целостность клапанных пружин. Поломку опорных витков пружин легко обнаружить с помощью запущенной между ними отвертки. Клапан, у которого сломан хотя бы один опорный виток, может нормально работать на холостом ходу, но под нагрузкой будет давать перебои.
Если вы почему-либо снимаете головку блока цилиндров, заодно проверьте состояние тарелок клапанов и их седел. Клапаны, при наличии на них раковин, следует притереть. Притертый клапан протрите насухо чистой тряпкой, поставьте на место и переведите в положение «клапан закрыт». Сверху налейте немного керосина. Если клапан притерт хорошо, то нижняя сторона будет сухой, если плохо — появятся керосиновые, пятна.
Система смазки
Уровень смазки в картере проверяется щупом 9. Уровень масла должен поддерживаться в пределах между рисками на щупе. Со временем масло в картере засоряется примесями, вязкость его ухудшается. Загрязненное масло следует сменить. При этом фильтр тонкой очистки 18 освободите от загрязненного фильтрующего элемента. Не забудьте провернуть рычаг фильтра грубой очистки, прокачать его. Этим вы очистите фильтр от грязи.
Обратите внимание на давление масла — не опускайте его ниже 1 атмосферы. В холодном двигателе оно будет несколько больше, чем в проработавшем некоторое время. Проверка масляного холодильника 13 производится на ходу на ощупь либо с помощью указателей, дающих перепад температур входящего и выходящего масла. Надо также проверить наличие смазки в подшипниках валопровода, дейдвудной трубе и реверс-редукторе 5.
Система охлаждения
Проверьте сальниковые устройства, обеспечивающие герметичность работы водяных помп. При обнаружении течи замените уплотнители, если это не поможет, отремонтируйте сальниковое устройство.
Проверять систему охлаждения на герметичность лучше в холодном состоянии. На горячем двигателе течь можно и не обнаружить, так как вода будет испаряться.
Система зажигания и электрооборудование
Источники энергии — генератор 14 с реле-регулятором 15 и аккумуляторная батарея 22. У генератора проверьте надежность крепления к блоку, а также крепление клемм, целостность щеток, давление пружин на щетки. Если щетки неплотно прилегают к коллектору, оденьте на коллектор под щетку мелкую стеклянную шкурку и проворачивайте якорь, пока щетки не притрутся.
Проверьте натяжение приводного ремня. Стрелка прогиба при легком нажиме на него должна быть 10—15 мм. Проверьте крепление и исправность клемм реле-редуктора. У аккумуляторной батареи 22 проверьте крепление клемм и уровень электролита, который должен быть на 10—15 мм выше защитной сетки.
Если уровень мал, долейте дистиллированную воду (доливать электролит не следует!). Плотность электролита исправного аккумулятора находится в пределах 1,24÷1,27 г/см3.
Система зажигания состоит из катушки зажигания (бобины 8), распределителя 10, свечей зажигания 7, проводов высокого напряжения. Проверьте крепление и исправность клемм катушки зажигания. Не держите зажигание включенным при неработающем двигателе, так как это может привести к выходу катушки зажигания из строя.
У распределителя зажигания проверьте контакты прерывателя, зазор между которыми должен быть в пределах 0,35÷0,45 мм. Если контакты загрязнены или слегка обгорели, протрите их чистой тряпкой, а затем зачистите тонкой серебряной пластинкой, предварительно обжатой между двумя напильниками для создания шероховатости (можно использовать и стальную пластину, обернутую мелкой шлифовальной шкуркой). Затяните винты, крепящие опорную пластину.
Проверьте наличие смазки — количество ее должно быть минимальным, так как излишки могут попасть на контакты прерывателя.
Если на фарфоре свечи зажигания появилась трещина, ее необходимо заменить. При проверке старых свечей обратите внимание на зазор между электродами. Зазор регулируется подгибанием только бокового электрода в пределах 0,64÷0,7 мм. Если электроды свечи покрыты нагаром, его счищают, предварительно промыв спиртом или бензином, или же прокаливают свечу в пламени бензиновой горелки. Остывшие прокаленные свечи зачистите мягкой стальной щеткой. Исправность свечей проверяйте на работающем двигателе, не снимая проводов высокого напряжения, замыкая корпус свечи на массу блока. Если свеча исправна, то после такой проверки двигатель уменьшит число оборотов, если неисправна — число оборотов останется прежним.
Провода высокого напряжения должны иметь исправную, чистую и сухую изоляцию и плотные контакты. Нужно, чтобы они не касались металлических предметов с острыми углами. Внешне исправные провода могут оказаться пробитыми и вызывать перебои в работе двигателя. В темноте на таких проводах отчетливо видно искрение на массу через пробитую изоляцию.
Обратите внимание на крепление стартера 6 и проводов большого сечения от аккумулятора, которые должны быть сухими и чистыми. Проверьте состояние коллектора и щеток, которые не должно заедать в щеткодержателях. Загрязненный или даже незначительно обгоревший коллектор нужно зачистить стеклянной шкуркой, обдуть и протереть чистой тряпкой. Если включатель зажигания иногда не сработает, проверьте состояние его клемм и рабочей поверхности контактов. Если они подгорели, зачистите их бархатным напильником по всей поверхности. Собирая стартер, не забудьте смазать втулки подшипников.
Валопровод
Гребной вал 4 должен свободно, не заедая, проворачиваться вручную по всей окружности с одинаковым усилием. Проверьте вал в работе. Запустите двигатель, затем включите валопровод. Если двигатель работает спокойно, все части валопровода свободно вращаются, подшипники не перегреваются и их можно ощупывать рукой, не обжигаясь, значит валопровод исправен и пригоден для эксплуатации. Вибрация, тряска корпуса укажут на неправильную центровку валопровода. Затяжка и набивка дейдвудного сальника 3 не должна быть чрезмерно тугой.
Периодически проверяйте хвостовик гребного вала 1 на бой, для чего проверните винт вручную, обращая внимание на расстояние между лопастями и кронштейном вала или ахтерштевнем. Если эти расстояния для отдельных лопастей стали неодинаковы, значит либо изогнуты сами лопасти, либо погнут хвостовик гребного вала.
Если концевой вал «бьет», исправьте его в токарном станке или замените новым.
Обратим внимание на необходимость периодической проверки геометрической формы винтовой поверхности лопастей винта. Нередко лопасть деформируется от удара о плавающий предмет или камень. Проверить винт можно по шаговому угольнику (см., например, статью Л. М. Кривоносова «Проверьте винт!» в №5 (1965 г.) с помощью линейки. Отклонения поверхности лопасти от правильной формы свыше 1 мм недопустимы.