За прототип конструкции своей поворотно-откидной колонки мы приняли схему «ОМС», в которой вращение - валов при откидывании осуществляется за счет применения сложно-конической передачи с дуговой образующей зубьев в осевом сечении (коническая передача со сферическим зубом).
В рабочем положении ведущий и горизонтальный валы колонки соосны, и зубья сложно-конических колес работают как в торцовой зубчатой муфте. При откидывании колонки зубья колес начинают работать как в конической передаче, имеющей переменный модуль от 3 до 5 мм. При такой конструкции передачи колонка может откидываться на 90° и более.
Чтобы при откидывании колонки колеса оставались в правильном зацеплении, применена своеобразная планетарная передача, состоящая из двух серёг (дет. 15) и двух полушестерен (дет. 12 и 14). Поворотную часть колонки можно развернуть в любую сторону на 180° (для «заднего хода»). Поворот осуществляется посредством двухзаходной самотормозящей червячной передачи с помощью обычного штуртросового привода.
Все детали колонки можно изготовить на токарном и фрезерном станках без литья и сварки. Сварными делаются только обтекатель и отбойник, прикрепляемые к дейдвудной трубе и корпусу нижнего редуктора болтами и винтами. Вес откидной части нашей колонки не превышает 30 кг. Колонка с приводом от двигателя «МЗМА-407» и винтом диаметром 285 мм и шагом 350 мм была смонтирована на деревянной лодке с обводами, как у «МК-29» (длина 4,5 м, ширина 1,5 м, высота борта 0,5 м, вес 200 кг). Лодка с тремя человеками развивала скорость около 45 км/час. При всех положениях зацепление колонки работало плавно, без заклинивания.
На рисунках показаны расчетная схема для профилирования колес со сферическим зубом и рабочий чертеж зубчатого венца; геометрические расчеты приведены в таблице.
Начальным параметром при профилировании является модуль на исходном цилиндре радиуса Rц. Путем ступенчатого увеличения модуля на 0,5 мм находим текущие радиусы Ri Делительных окружностей, углы дополнительных конусов βi, приведенные числа зубьев Z1 и номера дисковых зуборезных фрез для каждого из сечений от m1 до mнаиб. Откладываем высоту mi головки и 1,2 mi ножки зуба; в направлении этих сечений находятся осевые профили зуба и дна впадины колеса. Для упрощения осевой профиль зуба может быть очерчен дугой, заменяющей окружности радиуса r3=r+mнаиб и проточен по шаблону. Зубья можно нарезать методом деления на горизонтально-фрезерном станке набором дисковых фрез с помощью делительной головки.
Для этого шпиндель головки с закрепленной заготовкой устанавливается вертикально и нарезаются все зубья на торцовых участках осевого профиля. Затем, после поворота шпинделя головки на угол 90°—β2 и смены фрезы, зубья нарезаются в сечении m2. Врезание на глубину осуществляется вручную за счет вертикальной подачи стола станка. Совмещение оси фрезы с сечением m2 достигается путем перемещения стола до визуального совпадения наружного лезвия, установленного в вертикальной плоскости, с кольцевой риской, нанесенной на заготовке при обработке на токарном станке. Расположение рисок намечается по шаблону для каждого модуля — m2, m3, ..., mнаи6. Впадины в сечениях m3, m4 и т. д. выполняются аналогичным образом. Получающиеся при этом грани зубьев невелики и почти не оказывают влияния на плавность зацепления. Шестерни быстро прирабатываются друг к другу.