Основные технические характеристики колонки
Максимальный крутящий момент, передаваемый ведущим валом, кгм | 27 |
Передаточное отношение от ведущего вала к гребному винту | 1:1 |
Максимальный упор гребного винта, кг | 400 |
Угол поворота колонки | ±30° |
Угол откидывания | 55° |
Расстояние между осями ведущего и гребного валов, мм: | |
у колонок для катеров на подводных крыльях | 770 |
у колонок для глиссирующих катеров | 600 |
Сухой вес колонки, кг: | |
для катеров на подводных крыльях | 85 |
для глиссирующих катеров | 75 |
Принципиальные конструкции колонок неоднократно описывались в «Катерах и яхтах», поэтому устройство ПОК-100 не требует детального описания — оно понятно из чертежа. При проектировании колонки учитывался опыт создания предшествующих конструкций, в частности, ПОК-60, описанной в №17 сборника. Благодаря этому удалось снизить вес колонки ПОК-100, по сравнению с весом ПОК-60, на 10 кг, несмотря на значительное увеличение передаваемой мощности.
Опорная плита колонки служит кормовой опорой двигателя, в результате чего сам двигатель располагается в корме катера. В нижней части корпуса колонки устроен водозаборник, через отверстия которого в систему охлаждения двигателя по специальной полости внутри колонки поступает забортная вода.
За счет более рационального размещения опор и шестерен усовершенствована передача. Каждая из двух конических шестерен верхнего горизонтального вала имеет по одному подшипнику, а в качестве нижней опоры вертикального вала применен подшипник скольжения, что дает заметное уменьшение площади поперечного сечения нижней части корпуса колонки и делает ее более обтекаемой. Подшипник скольжения выполнен из напеченной металлокерамики, пропитанной фторопластом и дисульфидом молибдена.
Удалось уменьшить длину гондолы, расположив шестерни гребного вала в ее кормовой части. Кроме того, это позволило упростить сборку и разборку нижнего редуктора. Для лучшего охлаждения н смазки верхних шестерен и подшипников предусмотрена циркуляция смазочного масла внутри колонки; с этой целью на гребном валу установлена крыльчатка, которая во время работы перекачивает смазочное масло из гондолы в верхнюю часть корпуса колонки, где оно смазывает подшипники и шестерни и стекает обратно через отверстия в перегородках корпуса в гондолу.
Корпус имеет один разъем, который стягивается снаружи винтами.
Колонка получилась несколько тяжеловатой, что частично объясняется применением относительно низкооборотного двигателя — 2900 об/мин; в аналогичных зарубежных установках используются двигатели с числом оборотов 4500÷5000 в минуту. Требует усовершенствования пли замены кулачковая муфта реверса; в настоящее время ведутся поиски в этом направлении.
Тем не менее, колонка ГЮК-100 имеет очевидные преимущества перед выпускаемой сейчас угловой передачей с планетарным реверс-редуктором для того же двигателя: вес передачи уменьшен со 113 до 85 кг, упрощена конструкция, увеличена полезная площадь кокпита катера (что видно из приведенной схемы), снижен уровень шумности.
Колонка ПОК-100 подготавливается для серийного производства.