Эту откидную колонку можно легко и быстро снять с катера. Конструкция рассчитана на передачу мощности от 10 до 20 л. с. Силовая передача не отличается от известных конструкций и состоит из двух пар конических шестерен, расположенных в верхней части и в обтекателе колонки. Я использовал шестерни от дифференциала инвалидной коляски, но для уменьшения габаритов обтекателя срезал зубья по ширине на 10 мм. Передаточное отношение в обеих парах равно 1:1.
Сварной корпус колонки состоит из обтекателя 1, дейдвудной трубы 2 и корпуса верхнего редуктора 4. К корпусу 4 прикреплен кронштейн 11, с помощью которого колонка навешивается на ось 12 на транце лодки. К корпусу на болтах прикреплен конус 7, который служит для центровки горизонтального вала верхней передачи и вала двигателя при навешивании колонки или опускании после откидывания. Угол образующей конуса — 8 °. Соединяются валы посредством кулачковой муфты с пятью кулачками с косыми срезами.
Дейдвудная труба с приваренной к верхнему концу бобышкой ввинчивается в корпус 4, где нарезана резьба 60X2. Обе конические пары соединяются вертикальным валом 3 посредством шлицов, которые соответствуют шлицам в шестернях дифференциала. Подводная часть колонки, благодаря резьбовому соединению с верхней неподвижной головкой и «плавающим» в осевом направлении шлицам, может вращаться вокруг вертикальной оси. При повороте, например, на 360° дейдвуд «удлиняется» или «укорачивается» всего на 2 мм (на шаг резьбы).
Колонка имеет контакт с транцем в трех точках: ось 12, конус 7 и вилка 17, которая вместе с резьбовым соединением является опорой для вращения дейдвуда 2. Вилка представляет собой половину кольца диаметром строго по дейдвуду.
Поворот подводной части колонки осуществляется двумя тросами, заключенными в боуденовскую оболочку 6. Концы боуденов закреплены на кронштейне 5 на неподвижной головке 4, а концы тросов — на двойном рычаге, укрепленном на вращающемся дейдвуде. Другими концами трос закреплен на барабане, насаженном на вертикальный валик 14 с прорезью по диаметру. Ролик этот смонтирован на собственном основании 13, которое крепится барашком к палубе. Вертикальный валик 14 соединяется при установке колонки на лодку с барабаном, который связан со штурвалом посредством обычной штуртросовой передачи. Таким образом, установка колонки на лодку не займет много времени: нужно соединить кронштейн верхней головки колонки и кронштейн транца с помощью оси-болта и зашплинтовать ее. После этого колонка под действием собственного веса опускается вертикально, конус головки входит в конусный стакан, а дейдвуд — в вилку. После запуска двигателя включается сцепление, винт колонки начинает вращаться, создается упор, и колонка плотно прижимается к транцу в упомянутых трех точках. При наезде на препятствие колонка отбрасывается назад, отсоединяясь от валопровода.
Колонка имеет общий картер, в который через отверстие вверху заливается автол примерно до уровня горизонтального валика. При работе наблюдалась незначительное подтекание масла в резьбовом соединении дейдвуда с корпусом. Устранил неисправность, установив бензо-маслостойкую прокладку.
Существенного износа шестерен за два года эксплуатации колонки я не обнаружил.
Колонку можно сделать реверсивной, если вместо рычага 16 установить на него три-четыре витка троса и обеспечить блокировку колонки при повороте.
Сделать колонку совсем просто, если использовать готовые узлы, например, подводную часть моторов «Стрела», «Москва» и т. п. после соответствующего перерасчета.