Другой вариант — применение подвесного моторчика «Салют» — связан с еще большими усложнениями и неудобствами (о чем не раз упоминалось в сборнике).
Стремление получить установку, избавленную от перечисленных и неперечисленных недостатков, и привело меня к мысли о создании бортового мотора с водометным движителем.
Основные данные водометного мотора
Двигатель | двухтактный карбюраторный на базе «Д-5» |
Мощность, л. с. | 1,5 |
Число оборотов в мин. | 4000 |
Ход поршня, мм | 40 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 |
Рабочий объем, см3 | 45 |
Расход топлива, л/час | 1 |
Сухой вес вместе с баком и приспособлением для крепления к байдарке, кг | 9 |
Тяга на швартовах, кг | 12 |
От двигателя «Д-5» использованы поршень и шатун с нижним роликовым подшипником. Коленчатый вал, цилиндр и картер изготовлены заново. Пришлось также делать cамостоятельно и кольца с упорным буртиком под манжеты коленчатого вала, так как серийные кольца изготовляются без буртика и во время работы двигателя манжеты выскакивают. Фазы распределения выхлопа и продувки такие же, как у «Д-5». Впуск смеси осуществляется через пластинчатый клапан.
Карбюратор от велодвигателя «MAW»; дополнительно в него встроена ручная регулировка проходного сечения жиклера при помощи иглы. Подача топлива производится самотеком по резиновому шлангу (от мотора «Москва») с наконечником, имеющим шариковый запорный клапан. Маховик и магнето применены от мопеда «Берва». Охлаждение двигателя водяное с подачей воды из водомета по трубке 8. Слив воды производится в систему выхлопа для охлаждения дейдвудной трубы и уменьшения шума. Для контроля за работой системы охлаждения в головке цилиндра сделано отверстие. Система работает надежно, начиная с оборотов холостого хода (около 500 об/мин).
При малых скоростях движения (примерно до 10 км/час), на которые и рассчитаны обводы байдарки, для получения приемлемого к.п.д. водометного движителя необходимо обеспечить возможно больший расход воды при малой скорости выхода ее из сопла. Использование в таких условиях центробежного насоса, дающего, наоборот, большой напор при малом расходе, было нецелесообразно, поэтому применен наиболее простой по конструкции осевой насос с вертикальным валом 3, при помощи квадратного хвостовика непосредственно соединенного с вертикальным коленчатым валом двигателя 2.
Рабочее колесо 13 — четырехлопастное, диаметром 83 мм. Спрямляющий аппарат 12 имеет шесть лопаток. Диаметр выходного отверстия 16 составляет 63 мм.
Вал 3 диаметром 8 мм имеет две опоры. Нижняя опора выполнена в ступице спрямляющего аппарата и представляет собой текстолитовую втулку 17, в которой вращается бронзовая втулка 18, напрессованная на вал 3. Смазка осуществляется водой, поступающей в две канавки, прорезанные вдоль оси в текстолитовой втулке. Осевые нагрузки воспринимает подпятник 19 в виде текстолитовой шайбы, по которой вращается буртик втулки 18 (смазка водой). Верхней опорой служит соединение с коленчатым валом двигателя. На нижний конец вала навинчен обтекатель 15.
Дейдвудная труба 5 согнута из дюралюминия толщиной 1 мм. Уплотнение трубы осуществляется текстолитовой втулкой 20, имеющей возможность радиального смещения (от вращения втулку стопорит штифт, входящий в паз). В ней вращается бронзовая втулка, насаженная на вал 3. Небольшая утечка воды через это уплотнение не имеет значения.
Труба водовода 11 сделана из двух половинок, выштампованных из дюралюминия толщиной 1 мм и соединенных заклепками. Для уменьшения сопротивления водовод закрыт обтекателем 9 из дюралюминия толщиной 0,8 мм, собранным на несущем «каркасе» из дюралевых пластин 4 толщиной 8 мм. Непосредственно па водовод уложен сухарь-заполнитель 10. Пространство между водоводом и обтекателем служит ресивером выхлопа и имеет два канала 21 для отвода отработавших газов под воду. Заборный патрубок водомета защищен литой решеткой 14 из четырех продольных пластин.
Нижняя точка водозаборника расположена примерно на 40 мм выше нижиен точки днища байдарки. Подвешивание мотора к трубе-поперечине 22 выполнено на амортизаторах 7 из прорезиненной ткани толщиной 10 мм. К узлу подвески мотор крепится вертикальной осью поворота 6, причем имеется устройство 23 для фиксирования оптимального угла между направлением тяги мотора и ДП байдарки. Мотор снабжен съемным румпелем 1 с мотоциклетной ручкой газа и выключателем зажигания. Управление поворотом байдарки осуществляется при помощи обычного руля за кармой.
Мотор и топливный бак устанавливаются сразу за кокпитом на разборной раме из двух продольных дюралюминиевых угольников и поперечной трубы 22. Угольники крепятся к фальшбортам четырьмя болтами М6 с барашками. Мотор висит на трубе и стопорится защелкой. Для восприятия вращающего момента от силы тяги мотора на трубе сделан специальный упор. Топливный бак емкостью 5 л расположен на той же трубе-поперечине, но на противоположном ее конце.
При ходе на веслах мотор разворачивается под углом 45° и в таком положении стопорится собачкой на пружине, имеющей привод от ручки газа. В этом положении мотор полностью выходит из воды и нисколько не мешает грести веслом. Собачка открывается при повороте ручки до упора на полный газ. Таким образом, все операции с мотором, кроме запуска, осуществляются одной рукой.
При транспортировке рама в разобранном виде укладывается в мешок вместе с набором байдарки. От мотора отсоединяется узел подвески, для чего надо открыть защелку и выдернуть шкворень — ось 6. Затем снимается румпель и вывертывается свеча. В таком виде мотор весит 5,5 кг и укладывается в рюкзак.
Трехместная байдарка «Салют» с тремя человеками на борту развивает с таким мотором скорость около 9,5 км/час. Возможно использование описываемого мотора и на транцевых лодках, разумеется, при соответствующей переделке крепления, Походы в течение двух сезонов по рекам Коми АССР и по озерам Карелии подтвердили надежность мотора и удобство его в эксплуатации.