Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Моторы
  • Самодельные моторы
  • 1971 год
  • Бортовой мотор с водометным движителем для байдарки
Подкатегории раздела
Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Бортовой лодочный мотор для байдарки
Бортовой мотор для байдарки из велодвигателя
Мотор для байдарки из велодвигателя «Д5»
Подвесной мотор с плавниковым движителем
Стеклопластиковый катер с водометным движителем
Катер «Рубин-II» с водометным движителем
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Катер «Восток» с водометным движителем
Рулевое устройство для катеров с водометным движителем
Водный велосипед с оригинальным водометным движителем
Бортовые лодочные моторы малой мощности типа «мотор-весло»
Водометный подвесной мотор Олега Гаврилова
Подвесной водометный мотор «Гном»
Подвесной водометный мотор «Ветер»


Бортовой мотор с водометным движителем для байдарки

Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 30
          0


Информация об изображенииОбщий вид мотора
Общий вид мотора
 
Бортовые моторы с винтовым движителем имеют, па мой взгляд, довольно существенные недостатки. Наличие гребного винта увеличивает осадку байдарки, что затрудняет прохождение мелководных участков. Винт практически незащищен, при плавании по мелким каменистым рекам часто срезается предохранительный штифт; длинный консольный вал (как, например, у «Тюмлера») может изогнуться при ударе о препятствие. Крепление мотор-весла впереди водителя мешает в случае необходимости грести веслом, а расположение штанги поперек кокпита затрудняет загрузку байдарки и посадку в нее. Если же установить мотор позади водителя, становится неудобным управление. Штатное крепление мотора передает сильную вибрацию на корпус байдарки. Бак на двигателе очень мал по объему, что приводит к необходимости частых остановок для заправки топливом.

Другой вариант — применение подвесного моторчика «Салют» — связан с еще большими усложнениями и неудобствами (о чем не раз упоминалось в сборнике).

Стремление получить установку, избавленную от перечисленных и неперечисленных недостатков, и привело меня к мысли о создании бортового мотора с водометным движителем.

Основные данные водометного мотора


Двигательдвухтактный карбюраторный на базе «Д-5»
Мощность, л. с.1,5
Число оборотов в мин.4000
Ход поршня, мм40
Диаметр цилиндра, мм38
Рабочий объем, см345
Расход топлива, л/час1
Сухой вес вместе с баком и приспособлением для крепления к байдарке, кг9
Тяга на швартовах, кг12

От двигателя «Д-5» использованы поршень и шатун с нижним роликовым подшипником. Коленчатый вал, цилиндр и картер изготовлены заново. Пришлось также делать cамостоятельно и кольца с упорным буртиком под манжеты коленчатого вала, так как серийные кольца изготовляются без буртика и во время работы двигателя манжеты выскакивают. Фазы распределения выхлопа и продувки такие же, как у «Д-5». Впуск смеси осуществляется через пластинчатый клапан.


Информация об изображенииСхема водометного бортового мотора
Схема водометного бортового мотора
 
Карбюратор от велодвигателя «MAW»; дополнительно в него встроена ручная регулировка проходного сечения жиклера при помощи иглы. Подача топлива производится самотеком по резиновому шлангу (от мотора «Москва») с наконечником, имеющим шариковый запорный клапан. Маховик и магнето применены от мопеда «Берва». Охлаждение двигателя водяное с подачей воды из водомета по трубке 8. Слив воды производится в систему выхлопа для охлаждения дейдвудной трубы и уменьшения шума. Для контроля за работой системы охлаждения в головке цилиндра сделано отверстие. Система работает надежно, начиная с оборотов холостого хода (около 500 об/мин).

При малых скоростях движения (примерно до 10 км/час), на которые и рассчитаны обводы байдарки, для получения приемлемого к.п.д. водометного движителя необходимо обеспечить возможно больший расход воды при малой скорости выхода ее из сопла. Использование в таких условиях центробежного насоса, дающего, наоборот, большой напор при малом расходе, было нецелесообразно, поэтому применен наиболее простой по конструкции осевой насос с вертикальным валом 3, при помощи квадратного хвостовика непосредственно соединенного с вертикальным коленчатым валом двигателя 2.

Информация об изображенииМотор на байдарке
Мотор на байдарке
 
Рабочее колесо 13 — четырехлопастное, диаметром 83 мм. Спрямляющий аппарат 12 имеет шесть лопаток. Диаметр выходного отверстия 16 составляет 63 мм.

Вал 3 диаметром 8 мм имеет две опоры. Нижняя опора выполнена в ступице спрямляющего аппарата и представляет собой текстолитовую втулку 17, в которой вращается бронзовая втулка 18, напрессованная на вал 3. Смазка осуществляется водой, поступающей в две канавки, прорезанные вдоль оси в текстолитовой втулке. Осевые нагрузки воспринимает подпятник 19 в виде текстолитовой шайбы, по которой вращается буртик втулки 18 (смазка водой). Верхней опорой служит соединение с коленчатым валом двигателя. На нижний конец вала навинчен обтекатель 15.


Дейдвудная труба 5 согнута из дюралюминия толщиной 1 мм. Уплотнение трубы осуществляется текстолитовой втулкой 20, имеющей возможность радиального смещения (от вращения втулку стопорит штифт, входящий в паз). В ней вращается бронзовая втулка, насаженная на вал 3. Небольшая утечка воды через это уплотнение не имеет значения.

Информация об изображенииНаладка мотора перед выходом
Наладка мотора перед выходом
 
Труба водовода 11 сделана из двух половинок, выштампованных из дюралюминия толщиной 1 мм и соединенных заклепками. Для уменьшения сопротивления водовод закрыт обтекателем 9 из дюралюминия толщиной 0,8 мм, собранным на несущем «каркасе» из дюралевых пластин 4 толщиной 8 мм. Непосредственно па водовод уложен сухарь-заполнитель 10. Пространство между водоводом и обтекателем служит ресивером выхлопа и имеет два канала 21 для отвода отработавших газов под воду. Заборный патрубок водомета защищен литой решеткой 14 из четырех продольных пластин.

Нижняя точка водозаборника расположена примерно на 40 мм выше нижиен точки днища байдарки. Подвешивание мотора к трубе-поперечине 22 выполнено на амортизаторах 7 из прорезиненной ткани толщиной 10 мм. К узлу подвески мотор крепится вертикальной осью поворота 6, причем имеется устройство 23 для фиксирования оптимального угла между направлением тяги мотора и ДП байдарки. Мотор снабжен съемным румпелем 1 с мотоциклетной ручкой газа и выключателем зажигания. Управление поворотом байдарки осуществляется при помощи обычного руля за кармой.

Мотор и топливный бак устанавливаются сразу за кокпитом на разборной раме из двух продольных дюралюминиевых угольников и поперечной трубы 22. Угольники крепятся к фальшбортам четырьмя болтами М6 с барашками. Мотор висит на трубе и стопорится защелкой. Для восприятия вращающего момента от силы тяги мотора на трубе сделан специальный упор. Топливный бак емкостью 5 л расположен на той же трубе-поперечине, но на противоположном ее конце.

При ходе на веслах мотор разворачивается под углом 45° и в таком положении стопорится собачкой на пружине, имеющей привод от ручки газа. В этом положении мотор полностью выходит из воды и нисколько не мешает грести веслом. Собачка открывается при повороте ручки до упора на полный газ. Таким образом, все операции с мотором, кроме запуска, осуществляются одной рукой.

При транспортировке рама в разобранном виде укладывается в мешок вместе с набором байдарки. От мотора отсоединяется узел подвески, для чего надо открыть защелку и выдернуть шкворень — ось 6. Затем снимается румпель и вывертывается свеча. В таком виде мотор весит 5,5 кг и укладывается в рюкзак.

Трехместная байдарка «Салют» с тремя человеками на борту развивает с таким мотором скорость около 9,5 км/час. Возможно использование описываемого мотора и на транцевых лодках, разумеется, при соответствующей переделке крепления, Походы в течение двух сезонов по рекам Коми АССР и по озерам Карелии подтвердили надежность мотора и удобство его в эксплуатации.


Понравилась ли вам эта статья?
+11

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Быстросъемная угловая колонка для катера
Угловая колонка с цепной передачей
Поворотно-откидная колонка с промежуточной шестерней
Двигатель внешнего сгорания Стирлинга
Подвесной водометный мотор «Ветер»
Конструкция и параметры бесконтактной системы зажигания
Новые лодочные двигатели «Луч-18-р» и «Луч-18-у»
Откидная передача со шлицевой разобщительной муфтой
Три устройства для контроля за работой системы охлаждения
Дистанционное управление от мотора «Москва» на «Ветерке»
Усовершенствование гоночного лодочного мотора «ИВЛ-250»
Дистанционное управление лодочным мотором «Вихрь»
Самодельный стационарный водомет с мотором «Стрела»
Водометный движитель для мотолодки «МК-29»
Вариант установки водомета с мотором «СМ-557Л» на «Казанке»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Бортовой мотор с водометным движителем для байдарки

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Дистанционное управление для любого мотора
Каталог основных деталей подвесного мотора «Вихрь»
Ремонт мотора «Вихрь» в походных условиях
Мотор для байдарки из велодвигателя «Д5»
Типаж подвесных лодочных моторов
Усовершенствование подвесного мотора «Прибой»
Повышение надежности подвесного мотора «Нептун»
Усиление коренных опор двигателя «СМ-557Л»
Возможные неисправности подвесного мотора и их причины
Подвесной мотор «Москва-12,5» Ржевского моторного завода
Разборка, сборка и регулировка подводной части «Ветерков»
Электростартер для лодочного мотора типа СТ-350В
Усовершенствование запуска мотора «Ветерок»
Новая модификация лодочного мотора — «Нептун-М»
Новая модель лодочного мотора — «Москва-25А»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 29 + 21 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории