Такому мотору не страшны опасности, подстерегающие мотор с гребным винтом: мели, камни, густые заросли водорослей. Он не угрожает, как гребной винт, зазевавшемуся купальщику. Движение резинового паста — колебательное, совершается в горизонтальной плоскости.
Двигатели подвесных моторов обычно многооборотны, совершают 3—5 тыс. оборотов в минуту. Это, пожалуй, слишком много для эффективной работы движителя, да и нагрузки (инерционные, вибрация) возникают при этом большие. Мягкий ласт будет гнуться, не успевая совершить нужной работы. Поэтому в конструкции двигателя появляется редуктор, понижающий обороты до необходимых, как мне кажется, 200—2S0 колебаний в минуту.
Редукторы и варианты получения и передачи колебательного движения могут быть различными. Я показал лишь принципиальную схему. Думаю, что подобный мотор очень нужен для речной и озерной мелочи.
Внимание многих изобретателей уже давно привлекают плавниковые колеблющиеся движители, которые при определенных условиях являются более эффективными, чем гребные винты. Если говорить о гидродинамических преимуществах, то плавниковые движители получают их в основном при движении на малых скоростях и в тех случаях, когда к плавнику прикладываются достаточно большие импульсы силы с малой частотой. Поэтому плавники с успехом заменяют винты на лодках, для движения которых используется мускульная энергия человека. Привод плавников в этих случаях используется как рычажный ручной, так и вращаемый при помощи педалей.
Об эксплуатационных достоинствах плавниковых движителей говорит А. Погоньев, предлагающий применить его в паре с подвесным мотором. Такое сочетание теоретически возможно, хотя придется смириться с необходимостью установки редуктора с большим передаточным отношением, что оборачивается усложнением конструкции мотора, увеличением его веса и дополнительными потерями мощности в передаче.
Пожалуй, целесообразно в данном случае плавник расположить не в вертикальной плоскости, а горизонтально, как это, например сделал Очередин (см. «КиЯ» №128). Иначе возникающий при работе плавника горизонтальный компонент упора будет стремиться сдвинуть мотор с креплений на транце.