Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 8,5 |
Длина по КВЛ, м | 7,7 |
Ширина общая, м | 5,8 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,6/1,1 |
Водоизмещение, т | 2,5 |
Площадь парусности, м2 | 36 |
Разрабатывая проект «Гауи», мы пытались создать предельно простую и дешевую в изготовлении конструкцию в сочетании с относительно просторными помещениями в корпусах и максимально возможной мореходностью. Мы отказались от швертов и предельно упростили устройства для управления парусами, была разработана оригинальная схема крепления корпусов. Применялась компоновка с каютами, размещенными в корпусах, и со свободным, открытым мостом. Для повышения надежности общая ширина была увеличена на 1,5 м по сравнению с зарубежными катамаранами такой же длины.
Всего было построено семь катамаранов этой серии. Головное судно два года находилось в опытной эксплуатации в колхозе. За это время был совершен испытательный поход по маршруту Рига — Ленинград — Рига, катамаран неоднократно принимал участие в крейсерских гонках в Рижском заливе и в Балтийском море. Затем судно приобрел Ильичевский порт. После сезона плаваний в Черном море во время осеннего шторма катамаран сорвало с буя и разбило о камни.
Следующий катамаран «Стар», изготовленный по заказу, к своему владельцу не попал. После торжественного спуска на воду во время первого короткого перехода в Ригу катамаран был опрокинут внезапным порывом ветра и разыгравшимся внезапно штормом выброшен на каменистый берег.
Урок тогда оказался очень болезненным для нового, неокрепшего производства. Случай был освещен в центральной печати и оказался в учебнике по парусному спорту, как пример недостаточной надежности морских катамаранов После такой «антирекламы» полученные колхозом заказы были затребованы назад, а новые долго не появлялись.
Эта история заставила конструкторов обратить особое внимание на повышение остойчивости и надежности катамаранов в море. Было, к примеру, создано автоматическое устройство для экстренной отдачи шкотов парусов при опасном крене, разработана обстоятельная инструкция для экипажей и т. д. Случаев опрокидывания катамаранов, изготовленных «Царникавой», больше не было. А вот с зарубежными двухкорпусными яхтами в океанских гонках такое иногда случается.
Остальные пять катамаранов типа «Гауя» все еще в строю. Один из них после эксплуатации на Подмосковных водохранилищах был отправлен в Астрахань, где в настоящее время используется для исследовательской работы в северной части Каспийского моря. Два катамарана эксплуатируются спортсменами Республиканского центрального яхт-клуба в г. Риге, а последнее судно плавает в Куршском заливе и используется в основном для катания отдыхающих.
Теперь, после многолетнего опыта, хорошо видны конструктивные недочеты первого в стране серийного крейсерского катамарана: склонность к килевой качке |в большей или меньшей степени этот недостаток присущ всем крейсерским катамаранам), а также сильное забрызгивание при короткой крутой волне. Понятна и трудность управления, поскольку на руле «Гауи» создается значительная часть силы сопротивления дрейфу. В сильный ветер гидродинамические силы на руле довольно велики поэтому для уменьшения усилия на румпеле необходимо увеличить коэффициент компенсации балансирного пера руля.
Эксплуатация катамаранов серии «Гауя» практически подтвердила эффективность примененной конструкции крепления корпусе которая позволяет строить относительно большое судно разборным и транспортабельным. Оправдалось и размещение жилых помещений в корпусах — подобное решение все чаще применяется и на зарубежных крейсерских катамаранах Подтвердилась также целесообразность отказа от швертов, если не предъявляются высокие требования к лавировочным качествам.
Проект катамарана был переработан в расчете на постройку силами коллективов любителей; новый вариант получил название «Гауя-2». В этом проекте увеличена общая ширина и объем помещений, улучшены лавировочные качества и уменьшен общий вес судна. В настоящее время ведется модернизация проекта по результатам эксплуатации двух опытных образцов. Деревянные балки заменяются металлическими трубами, изменяется конструкция монтажных узлов, в которых обнаружились неполадки.
В p/к «Царникава» продолжаются и работы по улучшению конструкции серийных 11,5-метровых крейсерских катамаранов типа «Центаурус», которые должны пойти на экспорт. В этой связи очень ценными могут оказаться все сведения и особенно критические замечания по нашим катамаранам, которые просим' направлять по адресу: 226016, Рига, ул. Стурманю 1а, Республиканский центральный яхт-клуб.
Примечания
1. Анализ аварии катамарана «Стар» — см. «КиЯ» №29.