Дует попутный ветер, а группа туристов-байдарочников налегает на весла, чтобы выполнить напряженный график похода. Парусов никто не ставит, так как ни у кого их нет. Такую картину можно часто увидеть на равнинных реках страны.
Оснащение гребной байдарки дополнительным парусом позволяет отдохнуть от гребли, спокойно полюбоваться берегами, увеличить дневной переход. А какая это радость для детей! Почему же несмотря на очевидную выгоду вспомогательных парусов многие байдарочники так упорно их избегают?
Основная причина — нежелание туристов брать в походы дополнительный груз и увеличивать габариты упаковки. Отпугивает и сложность изготовления парусного вооружения, приобретения необходимых материалов. Увидев в статьях и книжках мудреные чертежи, столкнувшись с обилием морских и судостроительных терминов, байдарочник видит, что «между делом» ему этого не осилить.
Учитывая возможности основной массы туристов-байдарочников, хочу предложить им простейшее парусное вооружение, которое, думается, не обременит их ни своим весом (1 кг), ни габаритами (длина наибольшей трубки — 50 см), ни сложностью изготовления. Наиболее удобно оно в походах по малым рекам.
Минимальный вес и размеры парусного вооружения в «походном» состоянии достигнуты прежде всего за счет использования в рангоуте деревянных частей, которые изготовляются в начале похода или на первых стоянках. Подходящие жерди подобрать не так уж сложно, а «штатные» дюралевые детали весят всего 500 г.
Нижняя дюралевая часть мачты вставляется в предусмотренное на кильсоне байдарки «Таймень» отверстие — степс и дополнительно крепится к верхней части шпангоута (для этого желательно сделать жесткое кольцо по диаметру мачты). Соединительная муфта позволяет при изготовлении мачты использовать вместо одной жерди две более коротких. На топ мачты надевается наконечник с блоком для фала, который можно сделать из подходящего колеса от детского конструктора. Скоба пятки гика, шарнирно соединенная с трубкой, надевается на нижнюю часть мачты и удерживается от перемещения вверх простейшей оттяжкой.
Парус в виде треугольника с растянутой вдоль мачты передней шкаториной наиболее безопасен, удобен в управлении и, можно сказать, «понятен» для начинающих парусников. При усилении ветра или шквале такой парус легко стравливается во флюгерное положение, что очень важно на байдарке, не имеющей страхующих поплавков.
Благодаря прямым без «серпов» шкаторинам парус площадью около 2,5 м 2 очень легко скроить и сшить. Лучше всего сделать его из прочной, легкой и долговечной капроновой ткани («болонья» и др.), но можно использовать и легкие хлопчатобумажные ткани. Хороший парус получается и из полиэтиленовой пленки (см. «КиЯ» №109). Независимо от используемого материала он обшивается по периметру капроновой («брючной») тесьмой. В углах она формируется в петли для крепления снастей. Углы желательно укрепить дополнительно нашитыми накладками (боутами).
Несмотря на простейшую форму, парус работает достаточно эффективно. Он мало скручивается, так как высоко расположенный шкотовый угол хорошо оттягивается вниз шкотом и весом деревянного гика. Загруженная байдарка без шверцев хорошо идет не только при попутных ветрах, но и при боковых («галфвинд»), а при подгребании хотя бы одним веслом — и под углом 70—80° к ветру. Вместо помехи гребле ветер становится дополнительным движителем байдарки.
Когда парусное вооружение не используется, его можно укрепить на деке вдоль фальшборта (на крючках или привязав к шпангоутам). Для этого гик складывается к мачте, поверх них плотно накручивается парус и обматывается фалом и шкотом.
И еще один совет. Чтобы соединения деревянных и дюралевых частей рангоута были прочнее, желательно при первоначальной сборке мачты и гика крепить деревянные части небольшими шурупами через отверстия в дюралевых деталях.