В ряде статей журнала обсуждался вопрос об экономичности дальних плаваний на катерах. Сегодня эта проблема интересует многих, поэтому хочу поделиться выводами из своего опыта.
При выборе водоизмещающего режиме ленинградцы стараются обеспечить скорость движения 10— 12 км/ч, иначе не преодолеть встречного течения Невы. При такой скорости экономичное использование горючего достигается при длине катера по ватерлинии более 6 м. Кроме того, такие катера часто снабжают вспомогательным парусным вооружением.
Плавание под парусом позволяет не только сэкономить топливо, но и разнообразить путешествие: можно отдохнуть от шума мотора, почувствовать себя ближе к природе. В рассматриваемом районе летом преобладает ветер скоростью 2—15 м/с (85—90% времени), что позволяет получить удовлетворительную для туризма скорость катера под парусами 3—11 км/ч. При плавании в открытом озере или заливе от 40 до 100% пути удается пройти под парусом, а при плавании через Неву в Ладогу и Свирь — до 30—40%. Если же на лодке используется подвесной мотор, то можно избежать дополнительного сопротивления винта при движении под парусом, а это сопротивление оказывается достаточно большим.
Экономичность движения под мотором, как известно, повышается при некотором уменьшении скорости по сравнению с максимальной для данного корпуса. На рисунке представлена зависимость числа километров, проходимых на 1 л топлива, от скорости катера или яхты длиной 6 м (водоизмещение 1,5 т) при установке двигателей трех типов: дизеля с удельным расходом топлива 0,24 л/л.с.·ч, 4-тактного бензинового мотора с расходом 0,31 л/л. с. - ч и 2-тактного подвесного мотора с расходом 0,57 л/л.с.·ч (журнал «Practical Boat Owner», 1970. № 42, с. 42).
На этом же рисунке заштрихована область характеристик экономичности, полученных экспериментально для парусно-моторной яхты-компромисса при использовании подвесных моторов «Москва-М» и «Ветерок-8», в карбюраторе которых ставилась дросселирующая шайба для снижения мощности на 2—3 л. с. За 700-километровый круиз на Ладогу и р. Свирь мы получили при этом средний пробег 3,65 км на литр израсходованного горючего. При отсутствии течения и волны и работе мотора на пониженных оборотах и обедненной смеси нам удавалось проходить более 80 км на 1 канистре.