Предлагаемое устройство позволяет определять углы опережения зажигания с точностью до ±0,5° на работающем или неработающем двигателе с любой системой зажигания1. Оно состоит из подвижных электродов 2 (количество которых соответствует числу цилиндров двигателя), равномерно расположенных по окружности маховика 1, и неподвижного электрода 3, закрепленного на основании 4 из диэлектрика. Между неподвижным электродом 3 и концами подвижных электродов имеется зазор, равный 2—3 мм. На электроде 3 нанесена градусная шкала от нуля до значений, превышающих наибольшие углы момента зажигания в сторону более раннего и позднего зажигания. Подвижные электроды расположены на поверхности маховика так, чтобы в момент их совпадения с нулевой отметкой на шкале поршень в соответствующем цилиндре оказался в ВМТ.
Для определения угла опережения зажигания снимают высоковольтный провод с запальной свечи проверяемого цилиндра и подключают к неподвижному электроду, затем прокручивают маховик стартером или запускают двигатель на одном цилиндре. Действительное значение угла опережения легко установить по цифровой отметке на шкале, напротив которой будет наблюдаться высоковольтный искровой разряд между электродами устройства.
Показанные на чертежах размеры неподвижного электрода позволяют устанавливать его на моторы «Вихрь» всех модификаций под две передние стойки стартера.
Подвижные электроды представляют собой металлические шпильки с резьбой М3 с заостренным концом.
Закрепив при помощи болтов М8 неподвижный электрод, необходимо установить с наибольшей возможной точностью поршень в одном из цилиндров в ВМТ, засверлить на боковой поверхности маховика напротив нулевой отметки шкалы отверстие на глубину 7 мм и нарезать резьбу М3. Такие же операции повторяются и для другого цилиндра.
Установив подвижные электроды на маховике, проверяют положение их заостренных концов точно напротив нулевой отметки шкалы при положении поршней в ВМТ. Небольшие несоответствия устраняются подгибкой концов подвижных электродов, после чего Электроды фиксируются кернением в теле маховика.
Подвижные электроды можно укрепить при помощи специального кольца-хомутика, надеваемого на маховик испытуемого двигателя.
Примечания
1. Описание аналогичного приспособления, изготовленного Э. Нициевским и В. Сидоровым, было опубликовано в «КиЯ» №90.