Введение в тему
Есть одна удручающая закономерность: чем меньше судно, тем больше вероятность оказаться в чрезвычайном положении. К сожалению, в маломерном флоте учет аварийных происшествий пока еще ведется не лучшим образом. Нет точных данных о том, сколько судов гибнет ежегодно, вследствие каких причин, с какими человеческими жертвами такие аварии сопряжены. О мелких же чрезвычайных происшествиях во время плаваний экипажи судов попросту умалчивают.
На частоту возникновения аварийных ситуаций в маломерном флоте влияют такие факторы, как недостаточная прочность конструкции судна, слабая обеспеченность средствами связи, навигации к аварийно-спасательным имуществом, слабая квалификация экипажей. Любительский флот объединяет практически всех желающих, в том числе и не имеющих больших профессиональных навыков судовождения.
Напомню: профессия моряка во всех странах относится к категории «профессий повышенного риска». Из 2000 человек, имеющих отношение к работам в море, ежегодно погибает один. Ради оказания помощи этому человеку созданы многочисленные спасательные службы, разрабатывается аварийное снаряжение, заключаются международные конвенции, задействуется передовая космическая техника.
Включить в эту систему весь маломерный флот, конечно же, невозможно. Но и примиряться с известной формулой «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» — тоже нельзя. А дело во многих случаях выглядит именно так. У нас нет, даже в чертежах, надежного, приспособленного к специфике маломерного флота спасательного снаряжения. В лучшем случае используется устаревшее, не отвечающее нормам безопасности списанное имущество «большого» флота или не выдерживающая критики продукция ширпотреба, вроде спасжилета. Практически совершенно отсутствует литература, посвященная данной тематике. В книгах по любительскому судостроению или парусному туризму обеспечению безопасности плавания отводится, как правило, несколько страниц. Так что о грамотных действиях в условиях аварийной ситуации многие судоводители имеют самое приблизительное представление. Как подавать сигнал бедствия, правильно пользоваться коллективными спасательными средствами, аварийными наборами, как с помощью примитивных способов обеспечиваться водой и продуктами питания, вести себя, оказавшись в воде?..— ответы на подобные вопросы для большинства являются сложнейшими.
Предлагаемый читателям «КиЯ» раздел, возможно, не восполнит в полной мере дефицита информации по вопросам выживания человека на воде, но, думается, окажется чрезвычайно полезным. Я постараюсь осветить «Аварийную ситуацию» как можно шире: от действия человека при перевороте прогулочной лодки на городском пруду до долговременного выживания на необитаемом острове или оторвавшейся от берега льдине. А начнем раздел с рассмотрения наиболее вероятных для маломерного флота причин, приводящих к аварийным ситуациям.
Итак, что грозит маломерному судну?
Шторм
Гибель судна во время шторма может быть следствием недостаточной конструктивной прочности корпуса или его изношенности в результате длительной или небрежной эксплуатации. Не исключено нарушение «паспортных» правил эксплуатации. Например, самовольный выход в акваторию, запрещенную для плавания судов подобного класса, чрезмерная перегрузка судна, плавание при волнении, превышающем допустимое для конкретной лодки и т. п. Всякий бывалый моряк знает, насколько страшным бывает отсутствие штормового опыта у членов экипажа. Практика не раз убеждала, что именно эта причина в условиях сильного волнения приводила к ошибочным решениям.
Недопустима также небрежность при подготовке судна к шторму. Это те случаи, когда экипаж «забывает» зарифить паруса, задраить отверстия, через которые вода может проникнуть во внутренние помещения (иллюминаторы, люки, крышки грузовых ящиков), закрепить тяжелые вещи и провести другую обязательную противоштормовую работу.
Столкновение с судном
Обычно происходит из-за незнания или несоблюдения правил морского или речного судоходства, особенно главы «Расхождения судов».
Недопустимо, скажем, отсутствие на судне средств световой, а при ограниченной видимости и звуковой сигнализации. Некоторым кажется, что бдительность при несении вахт — чей-то каприз. Нередки случаи, когда рулевые засыпают на вахте или надолго отвлекаются от управления судном. Именно это часто и служит причиной аварии. Особой бдительности требуют неблагоприятные погодные условия, особенно в узкостях и районах с интенсивным судоходством.
Авария может произойти из-за «наваливания» на проходящее судно в результате ветрового и волнового дрейфа, вызванного потерей управления; из-за преувеличения «тормозных» возможностей моторного судна. Довольно распространены случаи столкновения судов с полузатопленным «плавучим мусором (бревнами, лодками, буями, льдинами и т. п.). Предупредить, а тем более предугадать такое столкновение, особенно в условиях ограниченной видимости, бывает практически невозможно. Так что всегда быть начеку — не пустой звук.
Оверкиль или переворот судна
Он может произойти из-за конструктивной ошибки, допущенной при расчете остойчивости, или необоснованного повышения парусности судна; при штормовании под полными или недостаточно зарифленными парусами (это бывает при увлечении скоростью или переоценке возможностей судна); из-за неправильного размещения на судне груза и пассажиров; по причине прокола несущих баллонов надувных конструкций.
Чаще всего переворот судна является результатом суммарного действия нескольких причин: например, крутой волны, шквального ветра и смещения груза во внутренних помещениях.
Посадка на мель
Наиболее вероятна при пользовании устаревшими, крупномасштабными и «сухопутными» картами, а также если пространственная ориентировка судоводителя ошибочна или грешит приблизительностью.
Мель особенно грозит тому экипажу, который слабо подготовлен для плавания в мелководных районах и узкостях и когда вахтенный невнимателен, особенно в местах изменяющегося рельефа — в устьях рек, при подходе к берегу в незнакомом месте, при резком понижении уровня моря, вызванного отливом или ветровым сгоном воды.
Выброс судна на берег бывает возможен из-за вынужденного дрейфа к берегу в результате потерн управления судном. Массу неприятностей представляет неожиданное воздействие течений и приливов, штормовое волнение, прибой и прочие гидрометеорологические факторы. Иногда предпринимается и сознательная выброска на берег аварийного судна. Это допускается в тех случаях, когда всякое другое решение грозит большими осложнениями.
Пожар
Взрыв обычно возникает на судне вследствие неисправности топливной системы двигателя (утечка бензина в трюм) и неправильной эксплуатации или неисправности газовых плит, примусов, керосиновых ламп, камельков и других приборов, служащих для приготовления пищи на плаву, обогрева и освещения помещений. Надо ли говорить, какой бедой оборачивается порой применение самодельных нагревательных приборов, вплоть до печек-буржуек. Оказывается, надо! Ибо подобные самоделки — не редкость и умеют мстить за пренебрежение техникой безопасности. Пожар может вспыхнуть при небрежном обращении с газовыми баллонами, канистрами с жидким горючим и спиртосодержащими жидкостями, пиротехническими средствами аварийной сигнализации.
Утрата движителя
Длительный свободный дрейф судна наиболее вероятен в результате поломки мачты, двигателя, рулевого управления и прочих причин, вызванных слабостью конструкции и воздействием гидрометеорологических факторов.
Человек за бортом
Падение человека за борт судна, пожалуй, самое распространенное ЧП в маломерном флоте. По количеству жертв оно опережает все прочие виды аварийных ситуаций. Особенно опасно падение человека в воду во время шторма, при ограниченной видимости (в туман, сильный дождь), в ночное и холодное время. Причины падения чрезвычайно разнообразны. К беде может привести отсутствие или недостаточная прочность страховочных поясов и леерного ограждения, скользкая или грязная палуба (особенно испачканная горюче-смазочными материалами, остатками от овощей и фруктов), скользкая подошва обуви и многое другое.
Существует множество других причин, ведущих к возникновению аварийных ситуаций. Например, удар молнии, затирание судна плавучим (в том числе весенним) льдом, столкновение с морскими животными, утрата воды и продуктов питания, возникновение «повальной» эпидемии среди членов экипажа и т. п. Но такие «экзотические» аварии довольно редки.
В каждой названной ситуации уместно применять определенные средства и способы спасения. О них поговорим в следующем номере «КиЯ».