Хочу предложить вариант размещения датчиков для измерения скорости и угла дрейфа впереди судна — на выстреле, закрепленном к форштевню яхты. Благодаря этому на показания приборов не влияют возмущения потока, создаваемые корпусом судна, точность измерений существенно повышается. Правда, увеличивается риск повреждения датчика плавающими предметами. Выстрел несложно сделать откидным и при подходах к причалу поднимать и фиксировать параллельно форштевню судна, чтобы носовой свес надежно прикрывал датчики При посадке на мель сила удара приходится на киль яхты.
В остальном конструкция традиционна. Датчик скорости 6 — вертушечного типа, с вращающимся магнитом и герконом Датчик угла дрейфа представляет собой флюгарку 4, устанавливающуюся точно по направлению потока воды. Отклонение флюгарки передается на потенциометр, сопротивление которого изменяется.
Полностью согласны с автором, что приведенное им описание устройства датчиков скорости и дрейфа традиционно, поэтому оно опущено в опубликованном тексте письма. Что же касается решения разместить датчики на выстреле-шпироне, то оно крайне сомнительно и с точки зрения точности измерений, и в смысле неуязвимости. Нельзя забывать о килевой качке судна, которая, как известно, отличается стремительностью. При скорости яхты 7—9 уз, килевой качке с динамическим дифферентом ±5° и периодом, характерным для яхт длиною 8—12 м, на шпироне длиной 700 мм и сечением 50X50 мм в воде возникают гидродинамические усилия в несколько десятков килограммов. Это вызывает опасные напряжения в узле крепления к форштевню, требует применения растяжек. К этому добавятся еще и моменты от сил инерции. Так что фиксатор шпирона может быть поврежден и без ударов о плавающие предметы.
Главное же — из-за больших вертикальных составляющих скорости в зоне расположения шпирона при качке будет существовать периодически изменяющийся перекос потока, набегающего на чувствительные элементы датчиков. А это вызовет грубые (более 10—15% для описанных конструкций) ошибки измерений. А ведь возможно даже полное оголение датчиков при качке.