Органическое стекло вошло в широкое употребление едва ли не сотню лет назад и не менее полувека применяется для изготовления штурманских прокладочных инструментов. Однако конструкция последних чаще всего оставалась копией деревянных (параллельная линейка) или металлических (транспортир) прототипов. Неизменными оставались и методы работы с этими инструментами, хотя орудовать громоздкой линейкой и транспортиром на тесном штурманском столе в условиях крена и качки крайне неудобно.
Наконец, недавно появились конструкции инструментов, в которых используется прозрачность оргстекла. Одним из них является универсальный инструмент, называемый «плоттером» (в переводе — прокладчик) или транспортиром Дугласа. Он получил широкое распространение в зарубежной яхтенной практике. В этом инструменте используется свойство человеческого глаза с большой точностью улавливать параллельность линий. Если на кусок оргстекла нанести сетку взаимно перпендикулярных линий с шагом 10— 15 мм и наложить его на навигационную карту, то одна из линий окажется достаточно близкой к меридиану или параллели для того, чтобы правильно ориентировать инструмент. Кроме этих линий в центре пластины намечена точка и относительно нее на кромках размечена градусная сетка. Таким образом получился инструмент, совмещающий параллельную линейку и транспортир. Работать с ним несравненно удобнее, чем с этими двумя традиционными инструментами.
Для нашей яхты типа «Картер-30» мы сделали прокладчик квадратной формы размером 200X200 мм (см. рис. 1), полагая, что при этом будет достигнута наибольшая точность прокладки. Для малых яхт можно уменьшить размеры до 130X130 мм. Поскольку наш прокладчик делался кустарными методами, его пришлось изготовить из довольно толстого оргстекла — 4 мм, хотя лучше было бы применить оргстекло толщиной 1—1,5 мм. Линейная сетка наносилась на разметочной плите при помощи штангенрейсмуса с заточенной надлежащим образом чертилкой, а градусная сетка — на обычной делительной головке. Диаметр центрального отверстия — не более 1 мм.
Какие навигационные задачи можно решить с помощью нового прибора?
1. Прокладка курсов и пеленгов может выполняться двумя способами. Простейший из них состоит в том, что инструмент накладывается центральным отверстием на нужную точку (пункт поворота, ориентир и т. д.), ориентируется по меридиану и параллели, после чего против соответствующей градусной черты и кромки инструмента на карту наносится точка. Соединив ее с исходной точкой, получаем линию курса или пеленга (рис. 1).
Более точное построение получается, если поместить прокладчик центральным отверстием и нужной градусной чертой на линию меридиана и двигать вдоль него, пока кромка инструмента не совпадет с намеченной точкой (рис. 2).
2. Снятие курсов и пеленгов с карты проводится теми же способами, но в обратном порядке. При этом центральное отверстие совмещается с нужной точкой на линии курса или же перемещается вдоль нее.
3. Прокладка параллельных линий легко выполняется с помощью сетки.
Если поверхность инструмента сделать матовой, чтобы на ней можно было чертить карандашом, а затем стирать нанесенные линии, то круг возможностей существенно расширяется. Становится возможным решать и такие задачи, как определение места судна по двум углам между тремя предметами, по крюйс-пеленгу и т. п.
4. Определение места по двум углам между тремя предметами. Углы вычерчиваются на матовой плоскости инструмента, затем он перемещается до совпадения начерченных линий с положением ориентиров. После этого через центральное отверстие на карту наносится точка, обозначающая место судна (рис. 3).
Аналогичным образом можно определяться и по трем пеленгам, не портя карту их линиями (это, конечно, возможно лишь в том случае, если расстояние между ориентирами на карте меньше размеров инструмента).
5. Определение истинного пути судна в случае, если неизвестно направление и скорость течения. Берут серию пеленгов одного берегового ориентира. При этом засекают время каждого пеленгования и отсчет лага. На одной кромке прокладчика прочерчивают линию и точками помечают на ней пройденное расстояние между пеленгами. Наложив затем прокладчик на карту, где уже прочерчены обратные пеленги берегового предмета, передвигают инструмент таким образом, чтобы точки на линии совпали с линиями соответствующих пеленгов. Кромка прибора будет параллельна пути судна, а угол между путем и истинным курсом укажет на наличие течения или дрейфа судна (рис. 4).
6. Определение места по последовательно взятым отсчетам глубины. Если нанести на поверхность прокладчика истинный курс и вдоль линии в масштабе карты нанести значения глубин, измеренных эхолотом через определенные промежутки времени, то можно воспользоваться этими данными для определения места по глубинам. Расположив прокладчик под углом, соответствующим курсу судна, перемещают его по карте до совпадения измеренных глубин с указанными на карте (рис. 5).