Водоотливной эжектор для мотолодки
Вода в лодке, скопившаяся за время стоянки или попавшая при ходе на волнении,— неизбежное зло, знакомое каждому водномоторнику. Для ее удаления используются разного рода автоматические шпигаты, работающие за счет разрежения давления за обращенным в корму срезом трубки. Для большинства конструкций характерен недостаток — отсутствие надежного контроля за положением запорного клапана, что грозит затоплением судна при его остановке.
В предлагаемой конструкции используется сифонный эффект; для установки шпигата в корпусе лодки не требуется делать сквозных отверстий.
При разработке конструкции мы воспользовались идеей водоотливного эжектора, описанного в «КиЯ» №40, но там всасывающее устройство монтировалось на подвесном моторе. На малом ходу (12—15 км/ч) производительность эжектора позволяет откачать около 25—30 л за 10— 12 мин. При повышении скорости производительность соответственно возрастает.
Крепление эжектора на кронштейнах позволяет легко поднять конструкцию над водой при отсутствии необходимости, чтобы избежать повреждения и дополнительного сопротивления, которое существенно для глиссирующих лодок, развивающих скорость свыше 30 км/ч.
Конструкция эжектора проста и понятна из приводимых чертежей. Думается, что если бы эти столь необходимые приспособления были освоены промышленностью, они бы пользовались спросом.
Складные якоря
Многие рыболовы и водномоторники нашего поселка Стеклозаводской под Астраханью пользуются складными четырех- и двухлапыми якорями. Эти якоря, сложенные по-поход-ному, занимают мало места, за считанные секунды приводятся в рабочее положение и надежно держат судно как на тихой воде, так и на быстрине в любую погоду.
Четырехлапый якорь мы обычно используем на глубоком месте с быстрым течением. Состоит он из веретена с приваренной к тренду парой рогов и свободно скользящей по веретену подвижной парой лап. Нижняя часть веретена в районе тренда имеет квадратное поперечное сечение, а верхняя — круглое.
Подвижная пара лап приварена к полому квадрату, который надет на веретено и может свободно вращаться вокруг его цилиндрической части. По-походному подвижная часть развернута в одной плоскости с неподвижными лапами и находится близ тренда. Чтобы привести якорь в рабочее положение, достаточно подвижную часть сдвинуть по веретену до круглого сечения, повернуть ее на 90° и обратно надеть на квадрат. Якорь к работе готов.
Двухлапый складной якорь используется в основном на мелководье и при тихой воде. Он снабжается поворотным штоком, который фиксируется при помощи фрезерованных углублений на веретене и боковых гранях штока и болта. Ослабив гайку, шток выводится из углублений и поворачивается вокруг болта в походное положение — вдоль веретена. Чтобы шток при этом не болтался, его можно прижать болтом.
Чтобы привести якорь в рабочее положение, шток надо развернуть на 90°, утопить его в углубление в веретене и закрепить болтом. Шток лучше всего сделать из металлической полосы толщиной 5 мм.
Вес якорей обоих типов должен быть в пределах 3—5 кг, этого вполне достаточно для лодки длиной до 6 м.
Материалом для изготовления якоря может быть сталь круглого, четырех- или шестигранного профиля диаметром 14 мм. Лучше выбирать сталь помягче, чтобы при зацепе лапу якоря можно было разогнуть. Лапы можно заточить или отковать за одно целое с рогами либо сделать из пластинок и приварить к концам рогов.
Форму якоря каждый подбирает на свой вкус, но существуют оптимальные пропорции — веретено и шток должны быть примерно в 2,5 раза длиннее каждого рога, а расстояния от носков симметричных лап до центра отверстия, за которое привязывают канат, должны быть одинаковыми.
Еще один способ пропитки тента
Предлагаю еще один очень простой и надежный способ сделать тент мотолодки водонепроницаемым. Для этого берется несколько стеариновых свечей. Их нужно натереть на мелкой терке или настрогать ножом. Приготовленную массу надо, перемешивая, растворить в бензине до густоты подсолнечного масла. Надо сказать, что стеарин растворяется в бензине очень плохо, поэтому следует запастись терпением. Затем полученным раствором покрыть натянутый на катере тент с помощью кисти или флейца. Когда покрытие высохнет, ткань становится несколько жесткой, но это не страшно, так как через некоторое время она снова приобретает свое прежнее состояние и становится мягкой. После такой обработки я пользуюсь тентом уже три года и он совершенно не пропускает воду.
Как удалить срезанный штифт из гребного вала
Уже долгое время на своем моторе «Нептун-23» я использую простейшее приспособление для удаления остатков срезанного штифта из отверстия гребного вала.
Это приспособление можно использовать и для других марок моторов, если изменить диаметр наконечника М5 на диаметр, соответствующий отверстию вала двигателя.