На разработанном мною проекте швертбота я предусмотрел два шверта «веерного» типа. Принцип их устройства и работы ясен из приводимого эскиза.
Преимущества таких швертов состоя; в том, что швертовые колодцы занимают мало места в каюте — колодцы одновременно являются стенками боковых диванов. Сверху колодцы наглухо закрываются крышками 4. Шверт и колодец изготавливаются из листов легкого сплава толщиной 2—3 мм (при длине листов 1—1,5 м и ширине 200—300 мм). Самые нижние части шверта выполняются полыми (на эскизе а) внутрь них заливается свинец. Последующие пластины могут быть также полыми или листовыми; во втором случае предусматриваются «замки» для соединения пластин между собой (см. эскиз б). Подъем шверта производится тросом 3, закрепленным за нижнюю пластину и проведенным через трубку 5, вваренную в крышку колодца. Затем трос выведен на крышу рубки и через ролики проведен в кокпит.
При вытягивании троса полые части шверта входят один в другой, в одинарном варианте листы ложатся рядом подобно вееру в пакет. Нижняя пластина — самая тяжелая и короткая, она опускается под действием собственного веса. Каждая последующая пластина удлиняется на ширину замка соединения. Весь пакет закреплен на общей оси, последняя пластина удерживается своим замком за полки нижней кромки колодца.
Лет тридцать назад мне в руки попал старый английский журнал с описанием нескольких оригинальных конструкций опускных килей для парусных яхт. Хорошо помню, что автор писал о большом количестве уже тогда запатентованных конструкций швертов (называлась цифра более ста) — так велико стремление конструкторов и яхтсменов сохранить малую осадку яхт и избавиться от всех неудобств, связанных с установкой шверта: швертового колодца, загромождающего внутренние помещения яхты, ослабления прочности днища за счет щели в киле, водотечности колодца, громоздкости шверта и больших усилий, необходимых для его подъема и т. п. Среди описываемых швертов был и шверт веер, набранный из узких металлических секторов. Детали конструкции исчезли из памяти, но ясно, что идея М. Ганжи уже приходила кому-то в голову.
В принципе конструкция, предлагаемая М. Ганжой, реальна, хотя и не избавляет швертовое устройство от всех недостатков. Ведь остается колодец, пусть меньшей высоты, но зато увеличивается ширина выреза в киле, что требует его дополнительного усиления. Сам шверт получается весьма тяжелым, так как он должен противостоять довольно значительным поперечным нагрузкам, возникающим на курсе бейдвинд и при посадке швертбота на мель. Эти нагрузки одного порядка с водоизмещением судна, а при касании грунта возможны еще и удары. Если же сектора окажутся погнутыми, то сложить «веер» уже не удастся. В этом смысле опасность представляют и мелкие камни, которые могут заклиниться между секторами.