Для подвесных моторов имеющих в качестве источника зажигания магнето, выпускает «Тахометр и спидометр для мотолодки» (ТС). Ниже пойдет речь только об использовании тахометра этого прибора. Он оснащен ИГ. удовлетворительно работающей в условиях вибрации и ударов. Диапазон измерения частоты вращения 500—6000 об/мин, относительная погрешность не хуже +5% от верхнего предела шкалы.
Для применения тахометра на спортивных судах с подвесными моторами необходимо расширить диапазон его измерения, так как частота вращения двигателей на этих судах составляет 7—8 тыс. об/мин. Это можно сделать за счет перестройки потенциометра, имеющегося в конструкции прибора. Однако такая работа требует наличия специальных приборов и мало кому доступна. Я поступил следующим образом.
Последовательно с ИГ я включил добавочный резистор R, сопротивление которого равно активному сопротивлению обмотки ИГ. При этом верхний предел измерения шкалы прибора стал соответствовать 12 т с об/мин. В качестве резистора R использован потенциометр, сопротивление которого не менее 600 Ом (и, желательно, не более 2 кОм). Для подбора сопротивления добавочного резистора можно воспользоваться измерительным мостом, собранным по схеме (см. рис. ).
Величина сопротивления каждого из резисторов R1=550 Ом, R2=(5÷10) кОм, резистора R3=(15÷30) кОм. В качестве измерительного прибора (ИП) можно воспользоваться любым стрелочным прибором с током полного отклонения 50—100 мкА. Подбор добавочного резистора производится следующим образом. К зажимам А и Б измерительного моста подключается ИГ тахометра. С помощью резистора R мост балансируется (отклонение стрелки прибора ИП должно быть равно нулю). Затем вместо ИГ подключается резистор R. Вращением движка резистора мост вновь балансируется. В этом положении движок фиксируется.
Добавочный резистор R крепится клеем на свободном месте платы прибора и подключается последовательно к ИГ в разрыв, который необходимо сделать в одной из токонесущих дорожек, идущих к ИГ. На передней панели прибора устанавливается тумблер, с помощью которого добавочный резистор можно замыкать накоротко
Доработанный таким образом тахометр имеет два диапазона измерения: 0—6 и 0—12 тыс. об/мин.
Мною подготовлены н эксплуатируются в течение пяти лет три таких тахометра За это время были выявлены следующие недостатки:
- от вибрации обломились выводы одного из электролитических конденсаторов;
- после попадания в воду (чего не удается избежать практически ни одному спортсмену) очень трудно удалить влагу из ИГ. Магнитная система ржавеет и ИГ выходит из строя;
- на одном из тахометров в ИГ был плохо законтрен винт, скрепляющий детали магнитной системы.
Чтобы избежать повторения таких неполадок, на новом тахометре нужно открыть ИГ, проверить крепление всех резьбовых деталей. Собранную ИГ надо загерметизировать: герметиком заделать стык крышки с корпусом, электрические выводы, винты крепления магнитной системы к корпусу, винт установки стрелки прибора на ноль. Часть платы, где установлены электролитические конденсаторы, со стороны деталей залить споем эпоксидной смолы толщиной 2—6 мм. Следует сказав, что запивка всей платы привела к тому, что заливочный компаунд, деформировавшись, разрушил один из резисторов. Поэтому к заливке платы и выбору компаунда надо подходить очень осторожно.