С большим вниманием читаю в каждом номере «КиЯ» рубрику «Идея и комментарий». Я тоже решил задать свой вопрос. Почему на спортивных и туристских катерах не используется такая компоновка, при которой водитель располагается в самом носу судна (см. эскиз)? Мне кажется, такое расположение имеет ряд преимуществ: улучшенный обзор по курсу, освобождение части полезного объема в наиболее широкой части корпуса.
Действительно, расположение поста управления в самом носу катера встречается чрезвычайно редко. Причин тому несколько.
Прежде всего, в носовой части быстроходных судов ощущаются сильные ударные перегрузки от встречи с волной, которые в 2—4 раза превышают силу удара в днище в районе кокпита — на месте традиционного размещения поста.
Второе. В носу корпус имеет повышенную килеватость днища и сильное сужение ватерлиний к форштевню. Разместить здесь водителя, особенно низко и на небольшой лодке, довольно сложно.
Есть и другие чисто практические причины, по которым судоводители предпочитают находиться ближе к корме. Например, водителю всегда желательно контролировать пассажиров и экипаж, находящийся на борту, что оказывается затруднительным при предлагаемой вами компоновке. У большинства судоводителей уже выработалась привычка видеть перед собой большую часть корпуса судна. При этом, как они говорят, лучше «чувствуется судно», что особенно важно при швартовках и управлении в сложных обстоятельствах. Часто водитель на прогулочно-туристском судне оказывается единственным квалифицированным человеком, который может обслуживать двигатель или подвесные моторы. Поэтому важно, чтобы он имел к ним простой и кратчайший доступ.
И все же иногда можно встретить малые суда с носовым постом управления. Это, например, длинные узкие тихоходные катера, которые плавают по каналам (таких много в Англии).
Это, наконец, и некоторые легкие гоночные суда, на которых расположение центра тяжести сильно влияет на скорость. Для максимального смещения ЦТ в нос гонщик располагается в лодке лежа голове» вперед.