Основные технические данные катера "Menorquin 36 Е"
Габаритная длина, м | 7.55 |
Длина корпуса, м | 7.00 |
Длина по ватерлинии, м | 7.40 |
Ширина, м | 2.62 |
Осадка, м | 0.62 |
Водоизмещение, кг | ок. 2100 |
Запас дизельного топлива, л | 70 |
Запас пресной воды, л | 57 |
Число "36" в названии означает длину, измеренную в старинных балеарских единицах "пальмо". Эта единица измерения равняется 20 см, исходя из чего корпус должен был бы иметь длину 7.20 м. Однако длина корпуса, указанная заводом-изготовителем, равняется 7.0 м, а габаритная длина — 7.55 м. Длина по ватерлинии, измеренная испытателями из редакции журнала "Skipper", составила 7.40 м. Перед нами удачный пример стилизации ультрасовременного стеклопластикового прогулочно-туристского судна под распространенные на Средиземном море старинные рыбацкие лодки с вертикальными штевнями. Почему мы назвали катер современным? Хотя бы потому, что, как показывает буква "Е" в названии, перед нами — электроход. "Menorquin" спроектирован специально для плавания на "проблемных" водоемах, т. е. таких озерах, водохранилищах и системах каналов и рек, где эксплуатация чисто моторных малых судов уже запрещена по соображениям защиты природы.
Экологическая чистота катера подчеркнута и тем, что он имеет штатное парусное вооружение, такое же как на многих средиземноморских лодках — косой латинский парус на невысокой мачте. Одновременно парус может пригодиться как вспомогательный двигатель, позволяющий экономить емкость аккумуляторных батарей или даже просто иметь ход после их полной разрядки.
Сказанное не значит, что на "Меноркуин 36Е" нельзя поставить ДВС: если местные правила плавания не запрещают, судоводитель может использовать дизельный вариант того же судна — предусмотрена возможность установки на него вместо 8-киловаттного электродвигателя "Lynch" 65-киловаттного дизеля "Volvo Penta", с которым катер будет идти уже в переходном к глиссированию режиме.
Такая двухрежимность подчеркнута обводами корпуса. Если в электромоторном варианте купальная платформа на острой вельботной корме действительно предназначена для купальщиков, то в быстроходном варианте с ДВС она же служит рабочей — глиссирующей площадкой, препятствующей появлению ходового дифферента на корму.
Корпус катера формуется вручную в разъемной матрице. Палубное покрытие наносится комбинированным способом — вручную и напылением. Отчетливо выраженный сквозной киль имеет цементное заполнение — балласт, обеспечивающий низкое расположение центра тяжести. В отформованный корпус вклеивается отдельно изготовленная секция набора, которая служит и фундаментом для двигателя, и опорой для переборок.
Происхождение катера отчетливо прослеживается в его конструктивных особенностях. Типичные черты балеарских лодок, массивные выполненные из дерева окончания штевней, мощный румпель и, прежде всего, латинское вооружение придают неповторимый вид. Всему стилю лодки соответствуют также и швартовные палы — тщательно обработанные массивные деревянные стойки. Напоминанием о новом времени являются клюзы и киповые планки из высококачественной стали, которые предохраняют декоративное покрытие от повреждений.
Перешагнув через высокий надводный кормовой борт и релинг вы попадаете в самоотливной кокпит. Банка по его периметру служит одновременно и удобным местом, на которое можно встать, как на ступеньку. Два люка дают доступ к багажникам под банкой. Открыв большой откидной люк в кормовой части палубы, можно попасть в отсек аккумуляторной батареи.
Почти над всей площадью кокпита, занимающего не менее трети длины лодки, может быть натянут солнцезащитный тент. Он, естественно, защищает и от дождя, однако в любом случае место шкипера остается открытым и он может наслаждаться морской романтикой при любой погоде. Расположенная перед входом в рубку крышка капота двигателя служит столиком. Здесь, а также на всех забортных трапах и в носовой части яхты все горизонтальные плоскости имеют нескользящее покрытие.
Как и все лодки завода "Менорка", небольшая модель 36Е также имеет массивный деревянный бушприт. Здесь же по желанию заказчика может быть установлен электробрашпиль, но в этом случае следует заново тщательно рассчитать емкость аккумуляторов. Большой самоосушаемый якорный ящик легко вмещает соответствующий размерам лодки якорь вместе с канатом.
Несмотря на лишь небольшую высоту помещения (примерно 1.60 м) каюта с красиво отделанным деревянным полом и светлым покрытием стен и подволока производит приятное впечатление. Свет поступает через четыре заключенных в алюминиевые рамы иллюминатора, которые открываются все одновременно.
На левом борту находится санузел с химтуалетом и умывальником. Для душа места мало, он оборудован в корме. На правом борту имеются электроплита и мойка. Внутри камбузного шкафа достаточно места для устанавливаемого по желанию заказчика холодильника.
Переднюю часть каюты занимают расположенные вдоль бортов сиденья, которые ночью могут использоваться как отдельные койки. Эти спальные места имеют неплохую длину 2.68 м и достаточную глубину 0.65 м.
Завод-изготовитель ставит в моторный отсек электродвигатель с дисковым ротором "Пинк Пантер", который передает на гребной вал (при питании 48 V) мощность 8 кВт и позволяет весящей 2100 кг лодке развивать максимальную скорость 12.5 км/ч. Сам двигатель занимает очень мало места, зато его занимают четыре аккумуляторные батареи емкостью 200 ампер-часов каждая. 12-вольтовые батареи соединены последовательно.
Электроприборы напряжением 12 V получают питание от отдельной батареи емкостью 85 ампер-часов. Электроника управления марки "Мастервольт" имеет водяное охлаждение (тот, кто думает, что электромоторы не нуждаются в охлаждении, сильно ошибается!). Поэтому в капоте мотора проделаны продольные вентиляционные отверстия, которые не позволяют температуре подниматься выше 37°С даже при длительной работе с полной нагрузкой.
Измерение скорости происходит не по количеству оборотов в минуту, а по силе тока. Таким образом шкипер получает информацию и о возможном времени движения. (Кстати, относящийся к приводу индикаторный прибор показывает, по выбору рулевого, или степень заряженности батарей или время.)
Привыкшие к моторным лодкам со штурвалом водители должны овладеть техникой управления румпелем. К первым опытам причаливания следует подходить с должной осторожностью. Особо резкие повороты требуют соответственно сильного поворота румпеля в противоположную сторону. Без известной сноровки здесь не обойтись.
Небрежно держа румпель под левой рукой, шкипер может удобно устроиться либо на кормовой банке, либо прямо на планшире. Таким образом правая рука постоянно остается свободной для того, чтобы управлять лодкой при помощи рукоятки газа и переключателя реверса. Лодка очень чутко слушается руля, диаметр циркуляции составляет примерно 1.5 длины.
Так же, как и в случае с подвесным электромотором, на "Меноркуине" измерение шума оказывается излишним. При питании в 10 А яхта движется со скоростью 4.1 км/ч, при этом корпус (ни в коем случае не двигатель!) создает при движении по воде шум, который в кокпите измеряется в 51 дБ(А). На этой ступени время движения составляет 18 часов. При выборе питания в 30 А "Меноркуин" плывет в течение 4 часов 54 минут со скоростью 7.4 км/ч; уровень шума достигает при этом 66 дБ(А). При полной нагрузке, соответствующей 115 А, лодка развивает скорость 12.5 км/ч, что чуть выше теоретической скорости корпуса, но через 54 минуты должна будет причалить к берегу, чтобы зарядить аккумуляторные батареи. Время движения может быть существенно повышено, если использовать солнечные элементы и хорошо настроенный генератор.
На варианте Е используется гребной винт 15x10 дюймов, передача — 3:1.
Вариант с электродвигателем стоит от 98 000 нем. марок; с входящими в комплект парусом и солнцезащитным тентом цена повышается до 101 000 марок.