Идет лето — в разгаре сезон водного туризма. Сотни тысяч людей разного возраста и самых разных профессий совершают дальние плавания и кратковременные выезды на природу. На реках и озерах все интенсивнее движение гребных и моторных лодок, катеров, — число их дошло до миллиона единиц! Увеличиваются мощности, растут скорости судов прогулочно-туристского флота, а ведь управляют ими не профессионалы, а далеко не всегда хорошо подготовленные любители. Ясно, что с каждым годом все большую важность приобретают вопросы безопасности плавания и наведения порядка на путях движения этого флота, нередко пересекающихся с регулярными трассами речного, а то и морского флота страны.
Начинающие любители водного туризма часто недооценивают сложность управления современной моторной лодкой, — считают, что управлять ею гораздо проще, чем, скажем, мотоциклом, а плавание на ней совершенно безопасно. Это далеко не так. Ведь потенциальную опасность представляют не только встречные суда, но и сама стихия — волны, ветер, течения. Трудно ориентироваться, особенно в тумане и в темное время. Не видны препятствия, скрытые под поверхностью воды. Не всюду и не всегда можно отвернуть и, тем более, пристать к берегу, если в этом возникает надобность. Да и остановить лодку в экстренном случае не просто — тормозов нет! В то же время даже совершенно безобидная остановка мотора (хотя бы из-за того, что кончился бензин) может в условиях волнения или, например, на судовом ходу привести к аварии. А авария на воде всегда опасна; нередко бывает так, что надеяться на скорую помощь не приходится...
Несчастные случаи на воде — далеко не редкость. И особенно обидно, что чаще всего они являются следствием безобразнейшего легкомыслия, нарушения элементарных правил безопасности. Нередко выходят в плавание в нетрезвом состоянии, в слишком свежую погоду, перегрузив лодку, не проверив комплектность обязательного снабжения.
Казалось бы, не надо доказывать, что снаряжение должно быть в полном порядке не только в момент ежегодного освидетельствования, но и при выходе в любое, даже самое краткое плавание. Без весел, например, вы не освободите судового пути, если вдруг заглох мотор. Без швартовного конца не закрепите лодку, без якоря — не задержите ее от столкновения с препятствием, без куска брезента — не потушите воспламенившийся бензин. Нечего и говорить о важности того, чтобы на борту всегда имелся полный — по числу участников плавания — комплект спасательных средств.
С типичным комплексом нарушений встретился я в мае прошлого года. На реке Лиелупе, недалеко от Рижского залива, вечером мы обнаружили трех полуголых, дрожащих от холода мужчин в полузатопленной легкой моторке. Разными «неестественными» средствами старались они грести к берегу, а их несло к заливу. Это была авария только что спущенного на воду нового судна. Днем было очень тепло, компания села в лодку налегке и, совершая пробный выход — кружок, километров так на пятьдесят, перестала обращать внимание на судоходную обстановку. На высокой скорости «мореплаватели» вылетели на мель, а затем умудрились опрокинуть лодку. Этого и нужно было ожидать. Какое разумное решение они могли принять, если все трое были навеселе; весел и спасательных кругов в лодке не оказалось, зато плавали опустошенные в честь первого плавания судна коньячные бутылки. Мотор не был привязан и утонул. Воду приходилось вычерпывать ладонями, — ни черпака, ни банки не нашлось. Когда я хотел взять потерпевших на буксир, оказалось, что на борту новой лодки нет ни «куска веревки». Больше того, поданный мною швартов негде было закрепить, так как детали швартовного устройства еще не устанавливали.
На этот раз все кончилось благополучно. На другой день даже мотор нашли. Однако не случайно один из пассажиров поклялся, что на моторке больше никогда в жизни кататься не будет.
А вот другой случай. Одной смелой и опытной в водно-моторных делах женщине понадобилось переправиться через ту же реку Лиелупе (и примерно в том же месте) в бурную погоду. На середине реки волны залили мотор и тот заглох. Запустить его никак не удавалось, а без него лодка стала неуправляемой, качалась и кружилась на волнах; вдобавок ветер изменил направление и понес ее в сторону моря. Выгрести против свежего ветра женщина не смогла. Понимая, что оказаться в штормовом море без хода — это конец, она приняла единственное правильное решение: отдать якорь.
Все стало на свои места: лодка остановилась, развернулась носом против ветра и волн. Вскоре подоспели рыбаки и взяли потерпевшую на буксир. Спасибо якорю, спасибо порядку в инвентаре!
На воде недопустимо лихачество. Водитель должен помнить, что ему доверены здоровье и жизнь пассажиров, и риск должен быть сведен до минимума. А опасность подстерегает иногда в самых неожиданных местах.
Однажды в апреле мы с другом поднимались по Даугаве. На перекате около островка наша лодка с 6-сильным двигателем, которая на тихой воде легко развивает скорость 12—14 км/час, не смогла преодолеть течение весенних вод. Попробовали было идти около самого берега, где скорость течения меньше, но здесь преградили путь треноги, поставленные рыбака-ми-колхозниками. Пришлось сдаться. Вернувшись сюда же через пару недель, т. е. уже в спокойную воду, мы поняли, насколько опасно было наше стремление пробраться вверх против паводка. На стоячих волнах, которые образуются здесь, трудно найти систему, нет ни определенного направления, ни постоянного расстояния между вершинами. Кажется, волны идут со всех сторон, беспорядочно швыряя лодку. В любой момент они могут перехлестнуть через борт, развернуть лодку так, что удержать ее на курсе будет невозможно, Даже сейчас, когда сила потока была гораздо слабее, временами он подхватывал нас и нес... вверх, против течения.
Что случилось бы, если бы сначала нам удалось проскочить тогда эти несчастные треноги, а потом течение прижало бы к ним лодку бортом? В таких случаях лодка опрокидывается почти моментально! А ведь мы об этом не подумали...
Для малоопытного судоводителя может оказаться роковым даже самый момент отхода от родного причала. Вот, например, довольно частый вариант. После нескольких неудачных попыток запустить мотор при пусковом положении ручки газа, ставят ручку на «полный», да еще забывают поставить нейтраль. И вот, сильный мотор, такой, как «Вихрь», рывком толкает ту же легкую «Казанку» вперед так, что стоящий на корме водитель, не успев и ахнуть, летит в воду. Приходилось видеть, как неуправляемая лодка мчится без водителя...
Нельзя забывать об опасностях и добравшись до берега. Во всех случаях стоянка должна быть надежной. Укладываясь спать, проверьте швартовы, если отдан якорь — то хорошо ли заложен конец, и т. п. «Мелочи» могут сыграть трагическую роль. Помню такое происшествие. Шесть молодых людей легли спать в комфортабельном катере, едва приткнутом носом к берегу. Ночью Кегумская ГЭС спустила воду, уровень ее поднялся, незакрепленный катер с пассажирами без каких-либо сигнальных огней поплыл по течению и оказался на пути толкача с баржами. В тяжелой аварии пострадали все шестеро, двое погибли.
Известно много случаев столкновений, в том числе и с большими судами, вызванных лихачеством пьяных водителей моторок, а то и тем, что управление лодкой доверяется случайным людям. Но, оказывается, бывает и так, что водители, сдавшие экзамены, не знают правил расхождения. Можно видеть, как при встрече с другим судном такой водитель начинает метаться, по нескольку раз меняет курс, создавая этим опасную ситуацию. Установлено, что при пересечении курсов дорогу всегда уступает тот, кто видит другое судно с правой стороны. Прошлым летом у меня на глазах на пересекающихся курсах встретилась легкая спортивная моторка с тяжелой рыбацкой лодкой. Мотолодка должна была уступить дорогу, но ее «гордый» водитель почему-то ждал этого от рыбака. Только в последний момент, когда обстановка явно стала аварийной, «лихач» затормозил,, резко переключив «Вихрь» на полный назад. От рывка мотор, вывернув транец, вылетел в воду. Рыбаку пришлось вытаскивать из воды и самого «спортсмена».
Водитель моторной лодки должен помнить, что он обязан уступить дорогу большому судну во всех случаях. Ошибочно было бы думать, что самоходка или буксир с баржами остановится и будет ждать, пока пройдет моторка!
Прежде чем пересекать судовой ход, убедитесь — не приближается ли, например, крылатый «Метеор» или «Ракета». Скорость современных пассажирских судов может превысить 60 км/час; значит, за минуту они проходят около километра! Надо считаться и с действием течения и ветра. Опасно пересекать путь большого судна и сразу за ним — близко к корме.
Легкая глиссирующая мотолодка не должна пересекать волну от судна на полном ходу: в таких случаях не редкость опрокидывание лодки и срыв подвесного мотора с транца.
Обгонять другое судно можно только там, где путь достаточно широкий и хорошо просматривается. Очень осторожно нужно проходить мимо работающих земснарядов и рефулеров. Необходимо определить места укладки якорей (над ними расположены буйки) и убедиться, что курс лодки не пересечен натянутым канатом, Во всех случаях водитель должен быть уверен, что рабочие видят лодку и не сделают какого-нибудь опасного для нее маневра. Будьте внимательны, обгоняя буксируемые составы, плоты, яхты под парусами.
Особое внимание требуется в темноте. Если бы водитель моторной лодки, который торопился домой, знал, какие огни несет состав толкаемых барж, и сам нес бы установленный белый огонь, не случилась бы тяжелая авария, когда лодка попала под баржи и погибли четыре человека (это произошло на реке Буллупе несколько лет назад).
Всем известно, что можно проходить только под теми пролетами мостов, которые обозначены специальным разрешающим знаком. Казалось бы, незачем нарушать это простейшее правило! А вот свежий пример, к сожалению, также с трагическим концом. Глиссирующая лодка на скорости не менее 35—40 км/час пошла не под судоходный пролет, а в соседний — около самой набережной. Водитель не заметил якорную цепь, идущую от понтона к берегу на уровне головы впереди сидящего пассажира. В результате пассажир был убит на месте, водитель попал на скамью подсудимых.
Итак, подчеркнем основной вывод. Правила плавания надо соблюдать неукоснительно: они продиктованы жизнью, за каждым их требованием стоит опыт поколений моряков и речников. И чтобы каждый «выход в море» приносил здоровье и удовлетворение, на воде должен быть образцовый порядок!