Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Улучшение судов
  • 1973 год
  • Ремонт полихлорвиниловой оболочки байдарки
Краткое оглавление
Склеивание ПХВ Сварка ПХВ Материал для протектора и заплат Хранение и уход


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Регулировка натяжения оболочки на байдарке «RZ»
Ремонт мелких судов из стеклопластика
Ремонт и регулировка реверс-редуктора подвесных моторов
Ремонт корпуса редуктора мотора стеклопластиком
Весенний ремонт — шпаклевка для деревянной лодки
Ремонт мотора «Вихрь» в походных условиях
Ремонт цилиндропоршневой группы мотора «Нептун»
Самодельная надувная байдарка с обводами байдарки «Луч»
Весенний ремонт дюралевого корпуса лодки
Полезные мелочи: поручень, ящик, якорь, парус, ремонт такелажа
Разборка, ремонт и сборка цилиндропоршневой группы «Вихрь»
Ремонт декоративного покрытия судов из стеклопластика
Ремонт гребных валов и винтов на катере
Усовершенствование подвесных моторов и их ремонт


Ремонт полихлорвиниловой оболочки байдарки

Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 44
          0


Уже много лет в нашей стране поступают в продажу и эксплуатируются импортные разборные байдарки (например, изготовленные в ГДР «Колибри-3» и «RZ-85), оболочки которых, выполненные «без швов», покрыты полихлорвинилом. Очевидно, есть смысл поближе познакомиться с достоинствами и недостатками таких оболочек, особенностями ухода за ними и, в частности, основными способами ремонта.

С точки зрения химика полихлорвинил (в дальнейшем — ПХВ) представляет собой продукт полимеризации хлористого винила с прибавлением пластификаторов, обеспечивающих пластичность — способность к необратимым деформациям, и стабилизаторов. Такой материал устойчив к действию кислот, бензина, спиртов и любых активных веществ, которые могут присутствовать в загрязненной воде, а также к влиянию любых атмосферных факторов, включая действие солнца, и повышению температуры до 60° С (только при нагревании выше 150—180° С ПХВ разлагается).

Оболочка из ПХВ на тканевой основе не менее прочна, чем из прорезиненной ткани, но долговечнее и практичнее. Слой ПХВ не задирается, как резина, на мелких неровностях, а как бы скользит по ним, поэтому первые повреждения оболочки появляются обычно нескоро.

Владельцу судна с такой оболочкой будет полезно знать, что ПХВ растворим в дихлорэтане, метилэтилкетоне, циклогексаноне, набухает в бензоле и толуоле. Эти сведения могут пригодиться при ремонте.

При температуре около 0° С и ниже оболочка приобретает повышенную жесткость, а при температуре ниже минус 15° С может ломаться, но в обычных условиях плавания можно считать, что понижение температуры воды даже полезно: чем холоднее вода, тем оболочка прочнее. В теплой воде (когда приходится плавать в жарких районах страны) оболочка немного вытягивается и даже несколько смещается относительно набора байдарки. Это нужно учитывать при наложении протекторов, т. е. делать их пошире, с запасом.

Оболочка из ПХВ как правило легче, чем из прорезиненной ткани. Однако именно из-за малой толщины слоя ПХВ на наружной стороне оболочки появляются потертости, иногда вплоть до выступания тканевой основы. В таких местах ткань начинает энергично впитывать воду и преет под слоями ПХВ. Чтобы избежать преждевременного выхода оболочки из строя, рекомендуется, не дожидаясь появления потертости, наложить протекторы — защитные полосы по кильсону, стрингерам, а также и по шпангоутам.


Склеивание ПХВ


Приклеить протектор, наложить или даже склеить новую оболочку можно при помощи клеев.

Могут быть использованы клеи на основе растворителей ПХВ и в частности:
  • 1) циклогексанон (100%);
  • 2) циклогексанон (90%») с цикло-гексанолом (10%);
  • 3) циклогексанон (70—80%) с обрезками ПХВ (20—30%);
  • 4) циклогексанон (80—90%) с пер-хлорвиниловой смолой (10—20%).

Из промышленно выпускаемых клеев к этой группе относятся Ц-1 и «Виникс».

Способ склеивания принципиально прост: просушенные и чистые поверхности смазывают клеем и прижимают друг к другу с усилием 1—2 кг/см2. Давление нельзя снимать в течение 12—24 часов (в зависимости от температуры). Склеивание по рецептам 1—3 обеспечивает монолитный прочный шов; клей по рецепту 4, а также «Виникс» и Ц-1 дают менее прочное соединение.

Длительность процессов склеивания и неприятный запах растворителя делают этот процесс неудобным в домашних условиях, а необходимость тщательной сушки перед склеиванием практически ограничивает возможность применения указанных клеев при ремонте в походе.

Значительно проще вариант с применением универсальных, неспецифических клеев, из которых наиболее известен клей 88. Заплаты при этом могут быть вырезаны уже не только из ПХВ, но и из другого гибкого материала. Склеивание производится после двукратного промазывания поверхностей с подсушкой каждого слоя клея. Однако практика показывает, что этот вариант хорош в основном для аварийных случаев: наклейки держатся не очень-то долго, а повторное приклеивание для нового ремонта требует длительных работ по зачистке старого клея.

Сварка ПХВ


Информация об изображенииПриспособление для сварки горячим воздухом
Приспособление для сварки горячим воздухом
 
При нагревании до 130—150° С материал размягчается и его можно сваривать. Лучший способ сварки — горячим воздухом — применим, по понятным соображениям, только в условиях мастерских или дома. Необходимы воздуходувка (например, пылесос), устройство для подогрева воздуха до 170—180° С (например, трубчатая нагревательная печь на 1,5—2 квт электрической мощности) и шланг с соплом. Регулируя подачу воздуха и напряжение на спирали, можно добиться получения необходимой температуры. Горячий воздух направляют между склеиваемыми поверхностями и по мере разогрева постепенно соединяют и сжимают их. Работать нужно в толстых, непродуваемых перчатках и в очках. После постепенного охлаждения получается монолитный шов большой прочности. Производительность такого способа в домашних условиях —10 и более метров протектора шириной 50 мм в час.

Другой способ сварки основан на применении сварочного паяльника. Можно использовать электропаяльник мощностью 250—300 вт с приделанным плоским жалом шириной 50—60 мм. В походных условиях эта роль отводится обычному небольшому топорику или подобному инструменту из меди. Жало топорика необходимо заточить по прямой линии. Нагрев производится в костре (естественно, можно применить примус или газовую горелку) с пробами на куске ПХВ: материал должен плавиться, но не разлагаться с выделением дыма.


Информация об изображенииСварка паяльником
Сварка паяльником
 
Нагретый паяльник помещают между заплатой и оболочкой и по мере прогрева материала медленно передвигают вдоль соединения, сразу же прижимая нагретую заплату к оболочке. Как правило, сильнее нагревается заплата, чем основной материал, — так и должно быть. С одного нагрева на костре удается приварить протектор шириной 50—60 мм на длине до 40—50 см.

Этот способ ремонта применим в походных условиях. Сушка оболочки не обязательна, так как вода с поверхности испаряется при соприкосновении материала с нагретым инструментом. Не требуется и особо тщательная очистка; достаточно снять жировые загрязнения мытьем с мылом.

Материал для протектора и заплат


При обнаружении даже незначительных повреждений оболочки в походе надо сразу же поставить временную заплату, чтобы воспрепятствовать проникновению влаги внутрь материала. Для этого удобно использовать липкую полихлорвиниловую ленту, употребляемую в качестве электроизоляции, липкую полиэтиленовую ленту или даже лейкопластырь. С такой временной заплатой, как правило, можно продолжать поход до крупного привала, а иногда и до конца отпуска.

Для протекторов и больших заплат подходит любой гибкий ПХВ толщиной 1—2 мм. Отличные результаты получаются со шлангами для полива огородов или «чулками» электроизоляции диаметром около 20 мм, которые разрезаются вдоль и распрямляются уже под действием тепла при наварке. Полихлорвинило-вые скатерти тоже неплохо служат в аварийных ситуациях. Края поставленных протекторов и заплат надо сгладить нагретым инструментом.

Большие разрывы оболочки необходимо перед наваркой заплаты стягивать нитками. Сквозные отверстия обязательно нужно закрывать с обеих сторон, однако прежде следует добиться, чтобы в корде основы не осталось влаги; это достигается сушкой в течение одного-двух дней на солнце или трех-пяти дней в домашних условиях. До просушки с внутренней стороны поставьте временную заплату из липкой ленты.


Восстановление потертых мест. Наварка или наклейка заплат на места с обнаженным кордом затруднительна. Необходимо прежде всего восстановить слой ПХВ на корде нанесением пасты примерно такого состава: циклогексанона 60% и ПХВ мягкого в мелких кусочках 40%. Растворение ПХВ длится 3—6 недель при периодическом взбалтывании, а это значит, что приготовлять пасту необходимо заблаговременно (тем более, что в герметичном сосуде и в темноте она спокойно сохраняется длительное время). Паста наносится ровным и тонким слоем на высушенное поврежденное место и высушивается в течение, по крайней мере, 12 часов; затем наносится второй, а при необходимости и третий слой. После окончательной сушки на восстановленное место можно наклеить и наварить заплаты и протекторы.

Эту же пасту полезно наносить на выступающий корд при окончательном ремонте сквозных отверстий, а также для сглаживания углов по краям заплат и протекторов.

Хранение и уход


Следует избегать как большой влажности, которая может привести к возникновению грибковых поражений на ткани деки, так и чрезмерной сухости и высокой температуры. Нежелательно хранить оболочку вблизи отопительных приборов, а также в помещениях, в которых происходят частые и резкие изменения температуры, сопровождающиеся конденсацией влаги.

Если оболочка лежит зимой в неотапливаемом помещении (тем более — на морозе), должна быть обеспечена ее полная неподвижность, так как любое изгибание полихлорвинила в этих условиях может вызвать излом материала.

В любом случае для длительного хранения не следует свертывать оболочку с острыми перегибами и в очень тугой пакет. Припудривание тальком не обязательно.

Перед первой сборкой байдарки после зимы или после ее приобретения рекомендуется выдержать оболочку при температуре до 30° С на жарком солнце два-три часа, либо в нормальном жилом помещении одну неделю. Эта простая операция вернет оболочке мягкость, утраченную при хранении.

При надевании оболочки перед разжатием носового и кормового набора под места упора концов средних секций кильсона нужно подложить мягкие прокладки (например, просто бросить штормовку); важно избежать повреждения оболочки. На дно собранной байдарки полезно поместить коврик из ПХВ материала, который в некоторой степени защитит оболочку от истирания частицами грязи, песка и т. п.

Имеющийся опыт позволяет утверждать, что байдарки с ПХВ-оболочками ремонтировать не сложнее, чем байдарки с резиновыми оболочками, а повреждаются они, при наличии протекторов, гораздо реже. Мы не раз убеждались, что оболочка из ПХВ проходит без «осложнений» там, где срываются протекторы и заплаты с прорезиненных оболочек. Даже в отчаянно маловодном 1972 г. после похода по Кольскому полуострову наша «RZ-85» не требовала ремонта.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Аварийная система охлаждения подвесного мотора
Испытания подвесного мотора «Ветерок-14»
Полезные рекомендации для судостроителя
Подборка улучшений лодочного мотора «Вихрь»
Консультации по подвесным моторам «Ветерок» и «Москва»
Улучшение свойств краски для спортивных судов
Соединение деталей из алюминиево-магниевого сплава и дюраля
Консультации по лодочному мотору «Москва-25»
Усовершенствования узлов подвесных моторов «Вихрь»
Советы и рекомендации по моторам «Л-12» и «Ветерок»
Полезные мелочи: петля, вентилятор, маховик, сверление, талреп...
Управление маневрами катера
Швартовка яхты с отдачей якоря
Консультации конструкторов моторов «Москва» и «Ветерок»
Полезные мелочи: швартовка, тент, пояс, парус-киса, румпель...

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Ремонт полихлорвиниловой оболочки байдарки

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Вопросы безопасности плавания прогулочно-туристского флота
Электронный тахометр для любого двигателя
Самодельный гребной винт «мульти-питч»
Усовершенствования подвесных моторов «Вихрь»
Ответы на вопросы по лодочным моторам «Вихрь»
Ответы на вопросы по лодочным моторам «Москва»
Общие технические требования на прицепы для автомобилей
Из архива аварийной комиссии: Как не надо буксировать суда
Консультации по моторам «Вихрь» и «Москва»
Придонная волна в условиях мелководья
Полезные мелочи: койка, кронштейн, ступени, буйреп, сетка...
Консультации по подвесным моторам «Ветерок-12» и «Москва-25А»
Опытный образец отечественного винта «мульти-питча»
Полезные устройства для владельцев лодок
Усовершенствование серийных моторов «домашними мастерами»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 21 + 25 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории