Если во время движения мотолодки вышла из строя крыльчатка помпы охлаждения мотора, то в соответствии со всеми рекомендациями необходимо останавливать двигатель, даже находясь далеко от берега. Разбирать же подводную часть и менять крыльчатку на плаву — задача не из простых.
Несложная доработка системы охлаждения позволит продолжать плавание даже при выходе помпы из строя.
Заборное отверстие 1 (рис. 1) всасывающего канала 2'помпы 3 расположено в струе воды, отбрасываемой гребным винтом. Охлаждающая забортная вода поступает по каналу 2 во всасывающую полость 5 и через отверстие 6 в пластине 7 в рабочую полость помпы, а затем по нагнетательному каналу в систему охлаждения двигателя.
При выходе из строя крыльчатки можно направить воду «в обход» рабочей полости помпы, выполнив дополнительный канал 8 с запорным вентилем 9, соединяющий полость 5 с нагнетательным каналом 10. При работе гребного винта вода начнет поступать по всасывающему каналу, затем через дополнительный канал 8 и открытый вентиль 9 в нагнетательный канал 10 н далее в систему охлаждения двигателя.
На схеме (рис. 2) показаны два состояния системы охлаждения: нормальное и аварийное. Переключиться с основной системы на аварийную можно, не останавливая мотора, просто открыв вентиль рукой.
Предлагаемое устройство испытано на моторе «Ветерок». Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР признал это техническое решение изобретением со следующей формулировкой: «Система охлаждения лодочного мотора, содержащая водяную помпу и всасывающий канал, входное отверстие которого расположено в зоне наибольшего напора, создаваемого работающим движителем, отличающаяся тем, что с целью повышения надежности работы системы в случае выхода из строя помпы всасывающий канал соединен с нагнетательной полостью дополнительным каналом, имеющим запорный клапан» (авторское свидетельство № 282078).