При длительном пребывании на воде возникает необходимость обогреться, просушить вещи. Предлагаю схему обогрева рубки от системы охлаждения ПМ, которую я назвал «двойной подогрев».
Принцип действия отопителя прост. Вода из системы охлаждения двигателя пропускается через горячий корпус выхлопного коллектора (тем самым происходит ее дополнительный подогрев примерно на 30°) и затем подается в отопитель автомобильного типа.
На «Вихре-30» коллектор (глушитель) состоит из двух симметричных секций. В одной из секций я сделал отверстие в водяной канал, затем в корпус коллектора вварил с помощью аргоно-дуговой сварки алюминиевую трубку ∅10 мм и длиной 20 мм — получился штуцер (можно нарезать резьбу и ввернуть штуцер от тормозной системы автомобиля). После того в средней части коллектора, между водяными каналами, были просверлены два отверстия ∅10 мм с расстоянием между ними 90 мм. При этом надо соблюдать осторожность, дабы не прорезать канал (рис. 1).
Затем изготавливается нагреватель — трубка, с помощью которой вода, поступающая из водяного канала, дополнительно нагревается в выхлопном коллекторе. Берется стальная толстостенная трубка ∅10 мм общей длиной 190 мм и с обеих сторон нарезается резьба длиной 40 мм. Предварительно разогрев паяльной лампой, концы трубки загибают под 90°. Трубка принимает П-образную форму. Затем разрезается стандартная гайка, так как для крепления нагревателя к корпусу коллектора требуются гайки малой толщины, и разрезанные половины наворачиваются на резьбу. Нагреватель готов (рис. 2).
В снятый коллектор нагреватель вставляется с внутренней стороны выхлопных окон. Чтобы исключить прорыв выхлопных газов, навернутые гайки советую «посадить» на герметик. Выходные концы нагревателя с наружной стороны также обжимаются гайками, необходимо только оставить место для подсоединения шлангов. В таком сборе коллектор устанавливается на место.
Штуцер из рубашки охлаждения трубкой соединяется с любым из штуцеров нагревателя. В поддоне, рядом со штуцером топливной системы, делается отверстие, в которое пропускается трубка, соединенная со вторым концом нагревателя. В дальнейшем эта трубка соединяется с установленным в рубке радиатором (от отопителя легкового автомобиля) двумя патрубками — нижним входным и верхним выходным. Это необходимо для избежания воздушных пробок.
За радиатором устанавливается вентилятор с подключением к аккумулятору. Шланг от верхнего патрубка радиатора выводится за борт (рис. 3). При отсутствии хлорвиниловой трубки на прямых участках можно использовать металлическую, соединяя ее на изгибах резиновой. Если в трубопровод врезать трехходовой вентиль, можно отбирать горячую воду для хозяйственных нужд.
Данная конструкция отработала два сезона и хорошо себя зарекомендовала.