Основные данные яхты «Свонсонг»
Длина наибольшая, м | 14,6 |
Ширина наибольшая, м | 3,35 |
Осадка, м: | |
корпусом | 0,70 |
швертом | 2,82 |
Полное водоизмещение, т | 9,07 |
Площадь парусности, м2 | 84,6 |
Работал строитель в основном в одиночку полный рабочий день, иногда по 12 часов, в течение двух лет. После спуска яхты на воду он оценил трудоемкость постройки примерно в 6000 часов. Это не так уж много для судна таких размеров, к тому же с роскошно отделанными древесиной ценных пород внутренними помещениями. Но не последнюю роль сыграли рациональная конструкция и тщательно продуманная технология. Здесь конструктор использовал многое из своего опыта проектирования фанерных лодок.
Обводы корпуса яхты — упрощенные с двумя скулами, напоминающие корпуса северо-американских лодок дори типа «свомпскот». Все листы наружной обшивки легко изгибаются по цилиндрической поверхности без применения прессов, выколотки либо горячей гибки. Днище изготовлено из двухтонной стальной плиты толщиной 25 мм — Смиту нужна была яхта с минимальной осадкой, поэтому важно было по возможности понизить центр тяжести судна без применения постоянного киля. Плиту уложили на две опоры стапеля, расположенные близ форштевня и транца. Ее максимальный прогиб составил 0,6 м, наибольшая ширина — 1,21 м; к форштевню плита заострялась, а в корме ее ширина уменьшалась до 0,36 м.
К листу днища Смит приварил скуловые поясья обшивки толщиной 9,5 мм, а к ним — борта толщиной 4 мм. Палуба, рубка и кокпит были сварены из 3-миллиметровых листов. Применялись сравнительно короткие стальные листы длиной по 3,65 м (12 футов), что позволило их монтировать в одиночку с помощью талей и простейших приспособлений.
Законченный постройкой корпус не имеет шпангоутов, конструктивных переборок или флоров — необходимая прочность и жесткость обеспечиваются исключительно за счет толщины обшивки и формы корпуса. Лишь борта подкреплены двумя стрингерами из полосы 45X8 мм, причем только один из них простирается на полную длину корпуса. В корпус по бортам от вспомогательного двигателя вварены топливные цистерны; их торцевые переборки выделяют водонепроницаемый моторный отсек. По бортам швер-тового колодца встроены отсеки емкостью 327 л для пресной воды; кроме того, невысокими флорами выделены пять небольших отсеков (глубиной около 290 мм) для хранения различного снаряжения и запасов под пайоламн.
«Свонсонг» — компромисс, а точнее — швертбот, так как плоское днище не имеет выступающего постоянного балластного киля. Колодец для шверта сварен из листов толщиной 9,5 мм. В нем расположен вращающийся шверт секторного типа (как у гоночного швертбота класса «Финн») полой конструкции. Он сварен из 4-миллиметровых стальных листов и заполнен свинцом. Полный вес шверта составляет 1000 кг. Профилированное перо руля также сварной полой конструкции. При проходе мелководных участков его можно поднять вверх.
Рубка и кокпит также не имеют набора. Крышу рубки подкрепляют только два продольных стрингера из полосы шириной 20 мм; жесткость ей придает большая погибь в поперечном направлении.
Для предохранения от коррозии корпус снаружи был отпескоструен и оцинкован, затем покрыт (при помощи кистей!) 6—8 слоями двухкомпонентной эпоксидной краски, на подводную часть нанесен слой необрастающей краски. Изнутри корпус после «пескоструйки» покрыт эпоксидным грунтом и тремя слоями краски. В местах контакта разнородных металлов установлены цинковые протекторы.
Оригинально решил Смит вопрос крепления деревянных деталей обстройки кают: угольники-коротыши были просто приклеены к стальной обшивке эпоксидным клеем (разумеется, склеиваемые поверхности были предварительно зачищены до блеска металла и обезжирены). Клеевое соединение оказалось достаточно прочным, чтобы выдержать удар тяжелым молотком.
Строитель сэкономил на весе теплоизоляции — ее роль выполняет воздушный промежуток около 40 мм между стальной обшивкой н внутренней зашивкой кают. Зато, как он сам считает, слишком перестарался с внутренней отделкой кают, для которой были использованы по крайней мере 350 кг лишней древесины. Водоизмещение яхты порожнем составило 8,39 т.
Внутреннее расположение «Свонсонг» рассчитано на плавание 4—6 человек. В носовой части оборудована двухместная каюта и туалет; камбуз и штурманский уголок — в просторной кают-компании, где удобные диваны могут использоваться в качестве спальных мест; две койки расположены в «гробах» по бортам кокпита. Вспомогательный 30-сильный дизель «Янмар» сообщает яхте скорость 7 узлов.
Судно оснащено тендером с укороченной (13,7 м) мачтой — важно было снизить общий центр парусности яхты с учетом ее малой осадки. Площадь грота — около 38 м2, стакселя — 17,6 м2 и кливера — 29 м2.
«Свонсонг» оказалась быстроходной н легко управляемой яхтой. В свежнй бакштаг она легко выходит на режим серфинга на гребне волны. Как заявляет Ру Смит, «она относительно остойчива н доступна для управления двум пожилым людям».
Можно добавить, что Смит на ней выиграл серию сезонных гонок в своем яхт-клубе.