«Если ковчег, который был построен стариком Ноем с компанией, точно соответствовал тому описанию, которое приведено в шестой главе Книги Бытия, то это должно было быть деревянное, приспособленное для плавания и по мелководью, и по бурному морю судно-дом грузоподъемностью около 15000 т, длиной около 150 м, шириной 23 м и высотой борта от днища до планширя 50 м. Учитывая «технологию» тех давних времен, трудно даже представить, сколько времени ушло бы на постройку такого гиганта. Ведь надо было заготовить (где?) и привезти 37200 м3 первосортного леса — это примерно тысяча огромных деревьев, или втрое больше, чем пошло на постройку «Виктория — флагманского корабля адмирала Нельсона, А похоже на то, что в радиусе 200— 300 миль от места постройки не было ни одного приличного дерева...»
Это утверждает Свенд Йоргенсен — сотрудник Морского музея в Эльсиноре, которого заинтересовала чисто техническая сторона легенды о Ноевом ковчеге.
Существует много вариантов старинного предания о потопе и праведном старце, которого боги предупредили о надвигающейся на грешную землю каре. Например, индейцы племени гуйчол, живущего в горах Сьерра Мадре (сев. Мексика) и насчитывающего всего 3000 человек, расскажут вам о том, как их далекий предок был предупрежден богиней Накаве — матерью всех богов, что через пять дней произойдет всемирный потоп. Богиня посоветовала ему срочно построить из фигового дерева деревянный ящик и забраться туда, захватив с собой черную собаку, пять зерен пшеницы и пять бобов. Безымянный ной из племени гуйчол немедленно последовал совету. Целый год носился ящик по безбрежным волнам, пока по воле все той же Накаве не выросла перед ним высокая гора. Человек пристал к ней и посадил зерна, Вода тут же начала спадать, а еще через пять дней собака обернулась женщиной. Индеец женился на ней, и от них-то мы с вами и происходим.
Разные «источники» приводят и разные сведения. Эпос Гилгамеш, впервые записанный в Мессопотамии примерно 2000 лет до нашей эры, говорит о некоем Утнапиштиме, построившем ковчег с общей площадью палуб около 3000 м2. Описание этого ковчега весьма туманно, но в общем можно понять, что это был огромный ящик, разделенный на шесть крытых этажей, каждый из которых делился на семь ярусов, а в каждом ярусе было по 63 комнаты-«каюты».
Сама Библия писалась в течение ряда столетий, и в другом ее месте приводятся совсем другие размерения ковчега, нежели в шестой главе Книги Бытия: длина 275 м, ширина 45 м, высота борта 27 м. Уже в 1905 г. датский кораблестроитель X. С. Фогт отмечал, что «Это — удивительные и странные цифры, совершенно противоречащие нашим представлениям о том, какими были суда, Длина ковчега в шесть раз превышала его ширину— невозможная для тех времен вещь. В то же время отношение его ширины к высоте борта удивительно приближается к величине, которая считается наиболее рациональной и сейчас».
Археолог Андре Парро в своей книге «Потоп и Ноев ковчег» считает, что сохранившийся з памяти человечества потоп представлял собой небывалый по силе разлив рек Тигр и Евфрат. Суда по дошедшим до нас изображениям на глиняных дощечках и камнях, в те времена по Тигру и Евфрату ходили суда различных типов: «баржи» из веток или тростника; лодки, напоминающие большие круглые корзины, сплетенные из ивовых лоз и залитые смолой и дегтем; у ассирийцев были «калек» — плот, поддерживаемый на плаву надутыми кожаными мешками, и, наконец, «белем» — небольшое плоскодонное судно с очень высоким носом и такой же высокой кормой. Словом, все это совсем непохоже на многопалубный гигант!
Самое нелепое в его библейском описании — это все-таки намеки на грузоподъемность. Любопытно, что в свое время Исаак Ньютон на досуге подсчитывал возможную грузовместимость ковчега: он оценил ее цифрой в 15000—20000 тыс. регистровых тонн. Могло ли такое судно принять на борт все указанное в библии количество груза?
Один бывший лоцман с реки Миссисипи ответил на этот вопрос категорическим «нет!» Между прочим, звали этого лоцмана Марк Твен. В своих «Письмах с земли» он говорит: «Конечно, плавать такой ковчег никуда не мог. На нем не было ни руля, ни парусов, ни компаса, ни помп, ни карт. Нигде не упоминаются лотлини, якоря, лаги или какое-нибудь другое оборудование, столь необходимое каждому кораблю. Теперь, что касается груза: Ной должен был собрать 146000 видов сухопутных и пресноводных животных и птиц, а к ним еще около двух миллионов видов насекомых. Всех их надо было где-то разместить, как и необходимую им провизию и воду».
Остается добавить, что вопрос — каким был ковчег — поневоле приходилось решать многим поколениям художников, иллюстрирующих священное писание. О том, как решили его наши современники — деятели кино, дает представление приводимый кадр из фильма.