Каждый год мы, водномоторники Рижского элетромашино-строительного завода, с нетерпением ждем отпусков, чтобы побыстрее выйти на голубые дороги нашей Родины. В походы мы ходим на обычных «казанках», единственное изменение в конструкции которых — выносной транец из уголка 20X20 для установки двух моторов «Москва». Это устройство хорошо показало себя в эксплуатации; в лодке всегда чисто, ведь моторы находятся фактически за бортом. Такая двухмоторная установка достаточно надежна, что очень важно в дальних походах (правда, скорость при двух моторах возрастает не намного}. Один мотор ставим так, чтобы он не поворачивался в колонке, вторым управляем. Конечно, мы предпочли бы дистанционное управление, но промышленные предприятия его почему-то не выпускают.
В настоящее время мы ходим уже под моторами «Вихрь». Безусловно, один мощный мотор значительно удобнее, чем два 10-сильных, однако «Вихрь», на наш взгляд, еще конструктивно недоработан. Нет фиксации ручки реверса, поэтому никогда не знаешь, выключена ли скорость, — при запуске мотора несколько человек побывало за бортом. Ненадежно сделано фиксирующее устройство заднего хода. Кнопку выключения зажигания желательно вынести на поворотный румпель. Необходимо сделать оттяжную пружину или другое приспособление, чтобы лодка меняла курс более плавно, а то сейчас при отпускании румпеля судно поворачивает настолько резко, что не исключено опрокидывание. Неплохо бы сделать мотор полегче.
В основном «Вихрь» достаточно надежен, имеет отличный запуск и хорошую систему редукции. Мы на своих моторах прошли уже более 6000 километров и меняли только прерыватели.
В нашей республике много любителей путешествовать по воде, поэтому мы часто проводим встречи туристов и спортсменов, показываем диапозитивы и любительские фильмы, обсуждаем различные интересные маршруты. Здесь же сколачиваются новые группы для предстоящих походов. Разработку плавания начинаем уже зимой. Переписываемся со спортивными организациями по пути следования, получаем от них рекомендации и советы. Очень тщательно готовим моторы; сами делаем некоторые запасные части, которые не появляются в продаже. Большую проблему обычно представляют карты маршрутов; только в последнее время стали появляться в магазинах туристские схемы.
Экипаж каждой лодки состоит из двух человек: один отвечает за мотор и управление, а второй занимается всеми остальными делами — ведет кино- и фотосъемку, заполняет судовой журнал, дневник, делает отметки в путевом листе и т. д. Одна лодка идет как танкер — везет бензин на всех, так как в некоторых местах очень трудно с заправкой, да и заправочные пункты редко располагаются близко к воде.
При распределении обязанностей всегда встает «проблема кока» — никто не хочет заниматься приготовлением пищи. Мы готовим еду все вместе. В первых походах брали с собой провиант почти на весь путь, но это оказалось излишним — всем хочется побывать в каждом новом городе, где всегда можно пополнить запасы. На всякий случай надо иметь ИЗ на несколько дней.
Туристский примус себя не оправдал, и мы приспособили для варки пищи паяльную лампу, заправляемую бензином, которая греет достаточно хорошо.
Режим дня в походе соблюдать трудно, но просыпаемся мы всегда рано утром: обычно вода тихая, что немаловажно для прохода крупных водохранилищ и больших рек.
Место для ночлега надо выбирать засветло. Хорошо, если речка узкая, берег найдешь быстро, но бывает и иначе. Однажды задержались мы днем в Херсоне, ночью решили наверстать упущенное, но ничего хорошего из этого не получилось. Вышли в Днепро-Бугский лиман, кругом полная тьма, куда идти — не знаем. Принялись искать место для ночлега, не тут то было: кругом одни камыши, так и пришлось ночевать на плаву.
Обязательно запаситесь штормовой одеждой — непромокаемыми рыбацкими костюмами или штормовыми плащами. И, конечно, защитными очками, иначе солнечные блики на воде, ветер и брызги основательно испортят глаза.
В походе не исключены заболевания и травмы, поэтому захватите аптечку с медикаментами. Какими? В этом вам помогут в любой аптеке. Много неприятностей приносят комары. Стоянки желательно устраивать в местах, открытых ветру, но это не всегда удается. В качестве «антикомарина» очень хорошо зарекомендовал себя диметилфталат.
Почти на всех крупных реках приходится проходить шлюзы.
Первое время нас это пугало, но потом освоились. С разрешения диспетчера заходили в камеру шлюза последними, пропуская крупные суда вперед. Чаще всего швартовались к перу руля несамоходного судна.
Один раз в сутки обязательно осматривали моторы. Мотор должен быть в любое время готов к запуску. Случалось, что во время прохождения шлюзов на одной из лодок мотор не заводился; в таких случаях эту лодку брали на буксир и немедленно выводили из шлюза.
Иногда целесообразно пройти за буксируемым судном сразу несколько шлюзов, что мы и делали при проходе Беломорско-Балтийского канала, где шлюзы расположены совсем рядом. Очень большую пользу приносит в плавании компас, особенно на крупных водохранилищах; желательно иметь бинокль.
На своих лодках мы прошли по Лиелупе, Неману, Березине, Днепру и другим рекам, но особое впечатление осталось от похода по рекам и озерам к Белому морю; вот об этом походе я и расскажу подробнее.
Наш флот был доставлен . на автомашине в г. Порхов Новгородской области. Приехали ночью, людей на улицах нет, где речка — не знаем. Наконец, нашли. Быстро разгрузились и легли спать. Утром оказалось, что река очень обмелела. Раздумывать нечего, идем где на веслах, где волоком. До г. Сольцы было пройдено 22 переката и много других препятствий. Потом река стала полноводнее, а вскоре открылись широкие просторы Ильмень-озера. Прошли еще немножко, но тут задул сильный ветер, озеро заволновалось, лодки заплясали на крутой волне. Пришлось укрыться на берегу. Переждав непогоду, взяли курс на Новгород, где нашли теплый прием в местном клубе водников. Большое впечатление произвели на нас замечательные памятники древнерусского зодчества — Кремль и Софийский собор.
Река Волхов оказалась судоходной на всем протяжении. Берега низменные, заболоченные, куда ни глянешь — заливные луга. В спину дует попутный ветер. К вечеру разразился дождь, но мы идем полным ходом до плотины Волховской ГЭС.
Утром решаем изменить маршрут и побывать в Ленинграде. Идем по Ново-Ладожскому каналу, осторожно минуя плоты карельского леса, которые тянут повидавшие виды буксиры. Совсем рядом Ладожское озеро — та самая «Дорога жизни», вошедшая бессмертной страницей в историю обороны города-героя. И вот перед нами Нева. Сразу забываешь, что лодка идет по течению,— так впечатляет бескрайняя, покрытая легкой рябью, гладь реки. Остановку делаем на Малой Невке в морском клубе ДОСААФ. День посвятили осмотру исторических мест и памятников Ленинграда.
И снова в путь — на Петрозаводск. Нельзя, плывя по Неве, не побывать в знаменитом Орешке — Шлиссельбурге. В давние времена здесь, мимо острова, проходил путь «из варяг в греки». Старинный бастион, заложенный новгородцами в XIV Веке, был первой русской морской твердыней. Затем крепость была превращена в тюрьму; здесь В мая 1887 г. была казнена группа народовольцев, организовавшая покушение на Александра III, среди них брат В. И. Ленина — Александра Ульянов. Но древним бастионам: Шлиссельбурга суждено было еще раз встать на пути врага. В сентябре 1941 года сюда ворвались немцы. В то время в крепости находилась небольшая группа моряков-балтийцев, Много месяцев длилась легендарная оборона. Орешек оказался не по зубам гитлеровцам.
Входим в Свирь. Через несколько километров пристань Свирица, по праву называемая «Северной Венецией»: поселок расположен на островах, между ними извилины каналов. Главный транспорт здесь — лодки. Дома стоят на высоких сваях, как на ходулях.
Перед нами еще одно большое озеро — Онежское, зачастую коварное, с волнами до 3 метров. Но сейчас оно спокойное, вода удивительно чистая. Привал делаем на Девичьем острове. Чувствуем себя робинзонами — кругом ни души, если не считать огромного числа птиц. Приводим в порядок материальную часть. Лодки блестят, как новенькие. Плывем на Север, в Петрозаводск, а оттуда к знаменитым Кижам. Идем по Онеге.
Слева и справа за бортом бесчисленные острова. Один из них невольно приковывает взгляд — впервые встречаем такое море цветов. Решаем остановиться здесь на ночевку. На следующий день приходим в Кижи. Этот остров, превращенный в музей-заповедник деревянного зодчества, известен во всем мире. Здесь собраны замечательные образцы народной архитектуры прошлых веков. На каждом шагу удивляешься этим рукотворным шедеврам. Кижи ежедневно посещают сотни людей. Повстречали мы здесь группу финских туристов из Хельсинки. Короткое знакомство, обмен значками и сувенирами, и мы снова в лодках. Небо хмурится. По всему видно, что приближается шторм, а Онега шутить не любит! Выбираемся на берег.
Наконец, распогодилось.
Получаем разрешение на проход по Беломорско-Балтийскому каналу, который начинается у г. Повенца. Некогда это был «медвежий угол». Недаром говорили, что «Повенец — всему свету конец».
Белое море встречает нас отнюдь не любезно: приходится поскорее надевать телогрейки. Близится ночь, но вокруг светло. Ровный матовый свет заливает острова, прибрежные валуны и серебристую гладь моря. Тихо, безветренно. Такое впечатление, что время остановилось. Внезапно из воды появляется круглая голова и блестящая, чуть покатая спина. Да, это тюлень, их здесь много. Ночуем на небольшом острове.
Спать не дают комары и мошки. А утром... что такое? лодки стоят почти вертикально, зарывшись в песок. Оказывается, вода за ночь спала, но скоро начался прилив и все стало на свои места.
Еще один день, и нас встречает Кемь. Пружинят под ногами дощатые тротуары, по обеим сторонам домики-срубы. Над городом высится серая, построенная без единого гвоздя церковь. Осмотрев город, направились к одной из достопримечательностей Беломорья — водопаду Вуочажу. Сплошной стеной, чуть ли не до самой воды, стоит лес. А внизу несется, ревет, ворочает камнями водяная лавина. Будто в гигантском котле, кипит и пенится вода, взметая столб красочных, искрящихся на солнце брызг. И еще одно воспоминание — медвежонок Машка. Поначалу Машка нас дичилась, но ласка и лакомства сделали свое дело.
Держим курс дальше, к знаменитым Соловецким островам. Удивление — первое чувство, которое испытываешь, когда открывается величественная панорама Соловков. Причудливая игра красок северного неба отражается в зеркальной глади озер с их поразительным разнообразием. Вокруг леса. Такое впечатление, что попал в тайгу. Деревья наступают со всех сторон. На Соловках свыше трехсот озер. Многие из них соединены каналами так, что на лодке можно пересечь весь остров от Кремля до горы Секирной.
Говорят, кто не побывал на Анзерах, тот не был на Соловках. Анзерский остров очень живописен. В центре его известная по преданиям гора Голгофа, на которой в давние времена был построен Распятский скит. Остров славится удобными, глубоко врезанными в сушу заливчиками.
Итак, конец похода. Домой едем поездом; наши лодки вернутся в Ригу немножко позже. Хочется, чтобы и другие повторили наш маршрут, прошли по живописной Карелии.
В добрый путь!