«Лебедь Экса»
Сто лет назад на реке Эке, впадающей в залив Лайм Ла-Манша, можно было видеть ослепительной белизны пятитонную яхту «Лебедь Экса», построенную капитаном Джорджем Пикоком. Она вызывала множество споров, удивляя суровых моряков причудливостью очертаний и вполне оправдывала название, так как действительно напоминала лебедя.
Исполинская шея лебедя служила мачтой, паруса были сделаны, как его крылья. Дым от камбуза выходил из клюва. Каюта представляла собой «верх роскоши и комфорта». Однако все эти причуды неизбежно должны были сказаться на ходовых качествах «лебедя». Пришлось, кроме парусов, ставить на него... скрытое от посторонних взоров гребное колесо с ручным приводом, а то и налегать на весла. Вряд ли бравый капитан Пикок рисковал выходить на своем «лебеде» в открытое море.
С неба на воду
На Влтаве хорошо известна большая мотолодка «Дельфин», невольно привлекающая внимание своим необычным видом. Дело в том, что некогда эта лодка была... гидросамолетом, построенным еще в тридцатые годы в Англии для чехословацкого воздушного флота. До войны гидросамолет использовался «по прямому назначению», а затем, отлетав свой срок, валялся заброшенным. После войны несколько любителей водного спорта заинтересовались его корпусом. Удалив крылья, хвост и моторы, немного перестроив и оборудовав фюзеляж по своему вкусу, они получили довольно изящную моторную лодку.
Чудом спасенные
Невдалеке от Рио-де-Жанейро в результате аварии затонул небольшой буксир, на котором остались два человека. Спасатели прибыли с большим опозданием — через целых пять часов, н водолазов опустили только «для очистки совести», так как в трагической гибели двух моряков никто не сомневался. Однако из затопленного буксира доносился какой-то стук: это был их сигнал. При помощи водолазов моряки, успевшие «закупориться» в одном из помещений, были освобождены из подводного плена.
Эсминец под парусами
Английский гидрографический корабль «Дэмпир» (бывший эсминец) во время плавания в океане потерял гребной винт. На помошь вызвали буксир-спасатель, но его прихода нужно было ожидать несколько диен. Командир «Дэмпира» решил не сидеть, сложа руки, а идти навстречу. Он дал приказ... поднять паруса. Несколько импровизированных парусов подняли на импровизированных мачтах. В результате корабль получил небольшой ход, а главное — возможность управляться. «Дэмпир» прошел под парусами около 500 миль.
После бала
Ночной прощальный бал был еще в разгаре, когда Людвиг Николас вышел на палубу немного подышать свежим морским воздухом. Погода было отличной. Идти в каюту не хотелось... Как это произошло — непонятно, но он оказался за бортом, причем падение человека в море осталось незамеченным. В течение шести часов молодой француз держался на поверхности, и на рассвете его обнаружили с итальянского лайнера «Август».
Приключение это необычно тем, что никогда раньше Людвигу не приходилось проплывать более 100 м.
Капитан за бортом
Норвежский китобоец «Сеттер-IХ» шел в Кейптаун. Бушевал жестокий осенний шторм.
Ровно в 20.00 капитан Рон Хансен вышел на палубу, но не успел сделать и двух шагов, как на судно обрушилась огромная волна; его сбило с ног, и через мгновение он оказался за бортом. Ледяная вода обожгла тело, не хватало воздуха, казалось, — это конец...
Хансен вынырнул на поверхность. Энергично работая руками и ногами, он старался держаться на гребнях волн так, чтобы голова оставалась над водой. Когда волны все-таки накрывали Хансена, он закрывал глаза и рот, а вынырнув, вновь жадно заглатывал воздух. Сбросил с себя плащ, свитер, рубашку, сапоги — это принесло некоторое облегчение. Правую ногу начала сводить судорога, застыла левая рука, но Хансен продолжал плыть.
До ближайшего берега, вероятно, миль триста. Хотя Хансен плавал прекрасно, одолеть такое расстояние было невозможно. Однако на карту была поставлена жизнь, и он боролся за нее.
...В 22.00 па китобойце приняли срочную радиограмму. Вахтенный матрос понес ее капитану и долго стучал в дверь каюты. Не дождавшись ответа, он вернулся на мостик и доложил старшему помощнику, что капитан, вероятно, крепко спит. Помощник сам направился вниз, и, приоткрыв дверь, окликнул Хансена. Ни на постели, ни в ванной его не оказалось. Объявили тревогу, обыскали судно с носа до кормы. Капитан исчез!
Старшин помощник, приняв на себя командование «Сеттером-IX», немедленно начал поиски в океане. Он лег на обратный курс, дал команду включить прожекторы и радарную установку. Всему экипажу, кроме машинной вахты, было приказано вести наблюдение. В это время судно находилось примерно в 14 милях от того места, где волна смыла Хансена. Чтобы «прочесать» более широкую полосу, китобоец шел, лавируя, зигзагами.
Однако время шло. Надежды на спасение капитана оставалось все меньше. Часы в штурманской рубке показывали 4 утра. Начали поговаривать, что дальнейший поиск бесполезен: даже если Хансен сразу не утешал, вряд ли оп сможет продержаться столько времени в бушующем океане. Но старший помощник не терял веру в капитана. Он давно плавал с ним н хорошо знал Хансена — моряка, закаленного суровыми условиями арктических плаваний...
Перед рассветом ветер начал стихать, постепенно успокоились волны. Хансен держался из последних сил. Ныло все тело. Резкая боль отдавалась в голову при каждом движений. От соленой воды распухли веки. Временами приходила мысль, что борьба бесполезна, но Хансен верил, что его ищут, и не сдавался...
Внезапно луч прожектора ударил ему в лицо. Китобоец находился менее чем в полумиле. Капитан плыл навстречу, пока не ударился о борт застопорившего машину судна. Сильные руки моряков подхватили его, вытащили из воды. Судовые часы показывали 4.45.