Узлы для туристов-водников
Предлагаем вниманию тур истов ~водников пять вариантов наиболее простых узлов, не встречающихся в книгах по такелажному делу и морской практике. Все эти узлы не только быстро завязываются, но и легко «отдаются» благодаря имеющейся на ходовом конце петле. Применяемые в туристской практике сравнительно топкие тросы и капроновая тесьма позволяют хорошо обтягивать и «заклинивать» такую петлю, что делает узлы достаточно надежными.
Простейший узел с петлей обычно применяют лишь для удержания свайки («сваечный» узел). Вместе с тем его можно использовать очень широко, прежде всего для временного удлинения одного конца другим (рис. 1). Этот узел целесообразно применять и как стопорный на концах снастей от выскальзывания их из блоков или из рук. За конец узла, завязанного на растянутом тросе, можно крепить любой другой конец. Узел очень удобен для завязывания горловин термоупаковок, кис, мешков с продуктами и др. (при их шитье или склеивании следует делать припуск 20—30 см). Незаменим узел и при скреплении нескольких штертов, используемых в походах на разборных судах.
Узел «восьмерка» применяют обычно в качестве стопорного на концах снастей. Между тем, если вязать с петлей, этот узел очень удобен для крепления снастей к люверсам парусов (рис. 2), другим тросам и предметам малого диаметра. Во всех случаях его необходимо хорошо обтягивать для заклинивания петли.
Однако при вязании троса за предметы большого диаметра, а также в тех случаях, когда трос испытывает непостоянные динамические нагрузки, узел , «восьмерка» ненадежен. В частности, он не пригоден для крепления фалиня лодки за дерево или куст. В этом случае более целесообразна «удавка» с обносом ходового конца вокруг не менее 4—5 раз. Лучше всего, если на конце фалиня имеется карабин, который защелкивается на фалине после обноса его вокруг предмета (дерева, барьера, столба, рыма и др.).
При связывании деталей разборных судов, креплении багажа, упаковке мешков и рюкзаков туристы-водники обычно применяют рифовый узел. Однако этот узел не позволяет туго стянуть концы, если связываемые предметы пружинят: под нагрузкой при вязании второго узла с петлей первый полуузел несколько расходится и в креплении появляется нежелательная «слабина». Чтобы избежать этого, рекомендуем применить усиленный рифовый узел, изображенный на рис. 3. Данный узел позволяет туго стягивать штертами горловины водонепроницаемых емкостей, если их длина недостаточна для завязывания «сваечным» узлом.
Чтобы сделать этот узел, сперва вяжут первую часть прямого узла с двумя полуузлами, а затем делают полуузел с петлей. Из-за трения в переплетенных концах стороны не будут стравливаться при закладывании петли.
В тех случаях, когда необходимо туго обтянуть трос (леер, растяжки тента и др.) при креплении его одним концом за какой-либо предмет, целесообразно вязать узел, изображенный на рис. 4 («удавка» для этого не пригодна, так как для ее формирования нужна определенная «слабина»). Сперва этот узел вяжут так же, как и «выбленочный» — накладыванием первого кругового шлага на коренной конец. При этом трос «набивают» с необходимой силой и зажимают от «сползания». Затем параллельно первому делают второй круговой шлаг, под который закладывают и обтягивают петлю. При креплении к гладкому предмету синтетического троса, а также при рывковых нагрузках на снасть или леер для повышения надежности узла параллельно первым двум шлагам следует делать третий. Иными словами, при вязке этого усиленного варианта узла ходовой конец трижды обносят поверх коренного и закрепляют петлей под третьим шлагом.
Все описанные узлы прошли многолетнюю проверку в походах и соревнованиях на разборных судах. Кроме них, мы применяем еще два узла — уже упомянутые обычный рифовый прямой и «удавку». Этих узлов вполне достаточно для всех случаев работы с тросами на малых туристских судах.
«Плоский штык» — узел полезный
Делают «плоский штык» (рис. 1) следующим образом. Ходовой конец линя дважды обносят вокруг толстого (перлиня), перекрещивая коренной конец линя; затем вокруг перлиня делают еще раз шлаг, проводят под него ходовой конец линя и обтягивают узел. Узел будет держать лучше, если шлаги линя накладывать по спуску троса.
«Плоский штык» используют для связывания тонкого троса с толстым (разной выделки и материалов), когда «простым штыком» или другим узлом их связать нельзя. Его применяют также для стопоривания снастей, причем по сравнению со стопорным узлом он вяжется быстрее, так как не требуется время на прихватку ходового узла каболкой. При ослаблении тяги узел быстро раздается. Очень удобен «плоский штык» при буксировке яхт: на некотором расстоянии друг от друга они крепятся за буксирный конец, каждая яхта своим концом — «плоским штыком» (рис. 2).
Достойно удивления, что ни в одном учебнике парусного спорта и ни в одной «Школе яхтенных рулевых» послевоенного издания узел «плоский штык» даже не упоминается. Более того, в известных двух курсах морской практики, составленных В. Петрушевским и В. Черкасским (изданных в 1907 и 1908 гг.), термин «плоский штык» был ошибочно присвоен «плоскому» узлу. Досадная ошибка перешла впоследствии в «Морской словарь» К. И. Самойлова (изданный в 1941 г.) и только в послевоенные годы она была исправлена в некоторых изданиях,посвященных судовым такелажным работам.
Узел для аварийного сращивания стальных тросов
Данный узел служит для быстрого сращивания лопнувших стальных тросов.
Как видно из рисунка, он вяжется быстро и просто.
Завязанный узел равномерно обтягивают и его ходовые концы прихватывают каболками к коренным концам сращиваемого троса.
Стоячий такелаж, на наш взгляд, целесообразнее сращивать при помощи традиционных кнопов — сдвижного или вантового: они мало укорачивают снасть и вполне надежны.