Предлагаю вниманию читателей простой и безопасный вариант прямого паруса площадью 8,1 м2 для серийного «Прогресса» Вес паруса с рангоутом оригинальной конструкции около 7 кг. Время, необходимое для его установки, — 20—25 мин; причем монтировать вооружение можно и па плаву. Управление лодкой осуществляется при помощи кормового весла.
Мачта высотой 3,5 м составная. Нижняя А-образная часть собрана из штатных весел, расположенных уключинами внутрь. В вершине весла соединены тройным хомутом на гайках-барашках. Поперечина, в которую входят уключины, служит опорой для верхней части мачты-стеньги из дюралевой трубки ∅20X2 длиной 2 м, вставляемой в среднюю обойму тройного хомута. При этом шпилька в основании «стеньги» входит в отверстие поперечины.
Лопасти весел опираются на передние бортовые рымы — острия на концах лопастей входят в отверстия для уключин Мачта раскреплена штагом и парой ахтерштагов, концы которых привязаны за носовой и кормовые рымы. Основания мачты дополнительно зафиксированы замками натяжного типа. Ахтерштаг пропущен через проушину на топе мачты; один его конец петлей заложен за одни кормовой рым, а за второй конец ахтерштаг обтянут и закреплен за второй рым.
На верхних частях лопастей весел шарнирно закреплены гики длиной по 80 см, изготовленные из дюралевых лыжных палок. К нокам гиков прикреплены шкотовые углы паруса. Шарнирное крепление допускает поворот гиков только в горизонтальной плоскости.
Рей (дюралюминиевая труба 30X1,5) сделан разъемным, обе половины длиной по 1,5 м соединены на втулке из трубы 27X3,5. Фал прикреплен к топенантам рея, концы которых на рее закреплены на хомутах. Хомуты установлены друг от друга на расстоянии 1 м.
Парус шириной 3 м и высотой 2,7 м изготовлен из легкого брезента. По верхней кромке пришит карман для рея с двумя прорезями для выхода креплений — хомутов. К обоим концам кармана пришиты петли, которые надеваются на ноки рея. По нижней и боковым шкаторинам парус облнкован плоским хлопчатобумажным ремнем шириной 22 мм. Шкотовые углы укреплены накладками, в которые зашиты стальные кольца.
Для бегучего такелажа использованы синтетические тросы окружностью 20 и 25 мм, которые с рангоутом и парусом соединяются стальными карабинами. Брасы и шкоты заводятся раздельно за переднюю и заднюю стойки кормовых рымов с обвивкой вокруг них, что исключает самопроизвольный поворот паруса. Фал дважды оборачивается вокруг поперечины и через передний бортовой рым проводится в кокпит. Контршкоты, свободно проходя через носовой рым, удерживают парус на месте при заполаскивании. Угол поворота паруса составляет 35—40° на каждый борт.
Данное парусное вооружение интенсивно использовалось в течение двух навигаций. Удавалось — и не один раз — совершать переходы по 30—40 км за 5—6 ходовых часов. Ветер в основном был умеренным, но налетали и шквалы со скоростью 13 м/с. Вооружение оказалось вполне надежным, если не считать прогиба лопастей весел в районе крепления шарниров гиков при ходе в крутой бакштаг или галфвинд. Эти места следует усилить накладками.
К недостаткам следует отнести заметную рыскливость на фордевинде и уваливание при движении в бакштаг (сказываются отсутствие киля, смещение в нос центра парусности, большая ширина корпуса). Все это в сочетании с двумя парами шкотов требует особой сноровки при управлении. В умеренный ветер ходить можно любыми полными курсами, вплоть до галфвинда (с дрейфом). Уваливание приходится компенсировать перекладкой рулевого весла. Чем сильнее ветер, тем более полным курсом приходится идти, так как площадь рулевого весла недостаточна для удержания лодки от уваливания. С другой стороны, этот недостаток является своеобразной, автоматически действующей гарантией безопасности, предохраняющей лодку от возможного опрокидывания при внезапных порывах ветра.
В дальних походах парус помогает увеличить пробег лодки между пунктами заправки. За неделю пребывания на Каневском море у меня не возникало проблемы с горючим.
Подобное вооружение с небольшими изменениями можно установить на любую серийную глиссирующую мотолодку.