Прибор для измерения дифферента
У Е. Морозова (см. «КЯ» №87) отмечено, что на глиссирующих судах можно довольно ощутимо повысить скорость (до 15—20%) и соответственно сэкономить горючее за счет оптимального ходового дифферента.
Я изготовил дифферентометр самостоятельно. За основу принял маятниковый угломер 3-УРИ (ТУ 2-034-618—68), применяемый для измерения углов заточки режущего инструмента. Прибор имеет стрелку, насаженную на одну ось с маятником. При наклоне корпуса маятник отклоняется, и стрелка показывает угол относительно горизонтали. На катере этот прибор не может быть использован, так как он имеет низкую точность (иена деления 2°).
Чувствительным элементом прибора является маятник из латуни, который прикреплен к концу сектора винтами М3. Длина маятника от оси вращения — 72 мм, масса — 55 г. На передней стенке его кожуха ввернут винт М6, при помощи которого маятник фиксируется в крайнем левом положении (заднюю стенку кожуха я не делал).
Маятник и стрелка-индикатор вращаются каждый вокруг своей оси и соединены между собой зубчатой передачей (i = 10—20), которая служит для повышения точности измерений.
Корпус и механизм прибора использованы с отслужившего срок образцового манометра МО-160 (ГОСТ 6521—60) со шкалой 0—1 кгс/см2 (можно применить и другие). Чувствительный элемент манометра — трубчатая передача — вместе с держателем пружины и резьбовым штуцером демонтированы. Отверстие в корпусе, через которое выходил резьбовой штуцер, расширено и в этом месте приварен кожух маятника. Секторный передаточный механизм (i = 15) закреплен к корпусу на двух винтах и двух втулочках из фторопласта таким образом, чтобы ось стрелки и ось сектора находились одна под другой (спиральная пружина удалена).
Чтобы нанести градуировку, я закрепил прибор за отверстия, имеющиеся в донце кожуха маятника, к стальному уголку, который был горизонтально зажат в тисках. Когда маятник освобождался от фиксатора, напротив стрелки на шкале ставилась черта, соответствующая 0°. Затем уголок зажимался под углом 20° к горизонту, а на шкале ставилась черта, соответствующая этому углу. Для большей точности градуировки я повторил операцию 3 раза и усреднил метки, а затем разделил шкалу на градусы и минуты. Цена деления шкалы — 15' (0,25°).
Шкала моего прибора предназначена для установки у левого борта. Если дифферентометр будет стоять справа от ДП, его показания должны возрастать по часовой стрелке.
Масса прибора — 1,13 кг.
Бензиновая плитка для крейсерских мини-яхт
На мини-яхте специальное помещение для камбуза — роскошь, поэтому на своем паруснике типа «Лоцман» мы применили портативную плитку, которую изготовили на основе примуса «Шмель». Во время приготовления пищи ее устанавливают в кокпите или каюте в специально оборудованных местах. Карданный подвес позволяет иметь горячую пищу независимо от качки и крена.
Все детали плитки изготовлены из листа нержавеющей стали толщиной 2 мм. Пригодны также обычная сталь, дюралюминий или медные листы, но цветные металлы нежелательны из-за высокой теплопроводности.
Кольцо кардана можно сделать не только из трубы, но и из стальной полосы сечением не менее 8X20 мм. После сборки плитки фиксаторы ее следует отогнуть по диаметру посуды так, чтобы она не сдвигалась в сторону.
Замки патефонного типа (натяжные) надо установить по месту при сборке плитки, обеспечивая плотное поджатие поддона к кожуху.
В походах мы использовали в качестве посуды 3—4-литровые бидоны и котелок-упаковку примуса «Шмель». Если у вас кастрюли больших размеров, следует увеличить диаметр верхней части кожуха.
Электронный термометр для ПЛМ
По предлагаемой схеме изготовить термометр для подвесных моторов могут даже любители, обладающие минимальными навыками в монтажных работах. Дефицитные детали для этого не требуются. Важным достоинством схемы является независимость показаний прибора от напряжения питания. При запуске «Вихря-30Э» напряжение аккумулятора может снизиться до 7—8 В, а при зарядке увеличиться до 18—20 В (на клеммах). Показания прибора при этом не изменяются.
В качестве датчика вместо термосопротивления рекомендуем применить имеющийся в свободной продаже кремниевый диод Д220: точность показаний улучшится, поскольку у диодов зависимость сопротивления от температуры ближе к линейной.
Основой термометра является измерительный мост, в одно плечо которого включен термочувствительный элемент, а в диагональ — измерительный прибор (микроамперметр). Правильность показаний измерительного прибора обеспечивается стабилизацией тока, протекающего через мост. Стабилизатор тока построен по схеме, описанной в журнале «Радио» № 1 за 1976 г. в статье Б. Прокофьева «Стабилизация напряжения смещения».
Величина тока, потребляемого термометром, не зависит от значения напряжения питания и составляет 1,2 мА, что определяет экономичность прибора. Напряжение питания может быть от 4,5 до 30 В. Работоспособность устройства сохраняется даже при снижении напряжения питания до 3,5 В. Емкости четырех элементов типа «343» достаточно для непрерывной работы термометра в течение 500 ч.
Настройка прибора проста. Сначала проверяют потребляемый ток, его величина должна составлять 1,2 мА. Настройку моста проводят по известной методике: при нулевой температуре датчика подстройкой сопротивления R7 устанавливают нулевое показание микроамперметра, а подстройкой сопротивления R6 — показания прибора при температуре датчика 100° С. Настройку моста проверяют, сравнивая с показаниями образцового термометра.
Если вместо термистора использовать кремниевый диод Д220, анод следует подключать к «минусу» микроамперметра, а катод — к «минусу» источника питания. Значения сопротивлений моста при этом остаются прежними, погрешность измерений не превышает 2%.
Устройство использовалось для измерения температуры ПЛМ «Вихрь-М» в течение двух сезонов.
Гараж для хранения парусных досок
Учитывая бурно растущую популярность парусной доски у спортсменов и любителей, во Франции начали выпуск оптимальной конструкции контейнера-гаража для хранения и перевозки 18 парусных досок. Он изготавливается из легкого сплава и имеет длину, достаточную для размещения в ячейке серфера, мачты с намотанным парусом и необходимых мелких предметов. Дверца каждой ячейки закрывается замком, как в автоматических камерах хранения на вокзалах.
Контейнер имеет обушки для крепления подъемных стропов, что облегчает его погрузку на автомобиль или железнодорожную платформу, а передвижение на небольшие расстояния осуществляется на штатных колесах, закрепленных на нижней раме контейнера.
«Сюрф Бокс Оптимум» предлагает свою продукцию станциям по прокату парусных досок, яхт-клубам и коллективам любителей парусного спорта. К достоинствам контейнеров кроме надежности хранения инвентаря, компактности и транспортабельности фирма относит минимальную площадь, необходимую для его установки.
Крючок для крепления паруса к фалу
Общепринятый способ крепления фалов к парусам при помощи такелажной скобы имеет существенный недостаток: при креплении фала к парусу на волнении или в ночное время скоба нередко выскальзывает из огона фала и падает в воду. Чтобы избежать потери такелажных скоб, рекомендуем применить крючок данной конструкции (см. рис.); этот крючок «намертво» заделывается на фале.
Изготавливать крючок лучше всего из нержавеющей стальной проволоки, диаметр которой выбирается в зависимости от нагрузки на фале.
Быстроразъемные скобы
В дальнем плавании (или гонках), когда приходится часто менять паруса, рекомендую использовать быстроразъемные скобы — клеванты. Их форма и способ крепления видны из рисунка и чертежа. Скобы крепятся к фалам, оковкам и углам (фаловому и галсовому) парусов.
Клеванты можно изготовить в домашних условиях — достаточно иметь элементарный слесарный инструмент и материал (круглый прокат либо лист нержавеющей стали или бронзы). Размеры скоб можно выбрать из приведенной таблицы. Исходными данными при выборе является допустимая нагрузка, которая зависит от площади паруса и скорости ветра.
Клеванты оказываются полезными и в других случаях, когда важно быстро закрепить или отдать трос, например, на швартовных и якорных концах на небольших катерах и лодках, на буксирном фале для воднолыжника.