Каждая прогулочная и туристская лодка, выходящая в плавание, должна быть укомплектована индивидуальными спасательными принадлежностями: кругами, нагрудниками, плавучими подушками или жилетами соответственно числу людей, находящихся на борту.
Конструкция всех спасательных принадлежностей должна быть одобрена Регистром или навигационно-технической инспекцией. По действующим правилам, разрешается использовать спасательные принадлежности только заводского изготовления. Спасательные средства следует выкрасит в оранжевый цвет, который хорошо заметен на воде; все материалы, используемые для их изготовления, должны быть стойкими к воздействию бензина и других нефтепродуктов.
Навигационно-техническая инспекция вправе забраковать любое спасательное средство, если оно не отвечает основным требованиям, в частности, не обеспечивает нужную плавучесть. В пресной воде в течение суток жилет для взрослого человека должен поддерживать на плаву металлический груз весом 7,5 кг (для ребенка — 5,5 кг). Спасательный круг в течение этого же времени должен сохранять плавучесть с грузом 14,5 кг; внутренний диаметр круга должен составлять 400—500 мм.
Правила по содержанию спасательных средств, выработанные многолетней практикой, необходимо знать каждому владельцу лодки. Напомним эти правила читателям нашего журнала.
1. Перед выходом в плавание каждый находящийся в лодке человек должен примерить спасательный жилет, убедиться в том, что он имеет все необходимое для крепления и может поддерживать на плаву человека данного веса.
2. Не умеющие плавать или недостаточно хорошо плавающее лк>ди должны носить жилеты постоянно — во время плавания, при нахождении судна у причала, в шлюзе и т. п. Не позволяйте пассажирам не выполнять это правило из чувства ложной гордости. Помните, что каждый владелец лодки отвечает перед законом за безопасность пассажиров и экипажа.
3. После каждого пользования спасательные приборы необходимо хорошо просушить, прежде чем их уложить на место; это сохранит плавучесть и предохранит от гниения.
4. Не садитесь на мокрый жилет — ваш вес может сжать плавучий наполнитель и уменьшить плавучесть жилета.
5. Необходимо периодически испытывать плавучесть каждого спасательного средства. Если она заметно уменьшилась, средство нужно привести в должное состояние,
6. Спасательные принадлежности не предназначены для купания, их нельзя использовать как развлечение.
7. Необходимо позаботиться, чтобы спасательные приборы, имеющиеся на борту, можно было легко и быстро применить в случае аварии.
На всех плавучих спасательных средствах должен быть нанесен хорошо различимый регистрационный номер судна с литерами, обозначающими район или город регистрации, а на яхтах — название и порт приписки.
Правила предписывают, чтобы на всех судах в комплект снабжения входил один спасательный круг, причем на катерах III классе (удаление от берега — до 5 км, мореходность — 3 балла) к нему должен быть прикреплен прочный линь длиной 25 м; на судах II класса (3 км и 2 балла) длина линя должна составлять не менее двух длин корпуса. На надувных лодках, байдарках и подобных им судах вместимостью не более двух человек спасательный круг не нужен при наличии спасательных жилетов или нагрудников. На судах I-II классов круг можно заменить плавучим бросательным концом (длиной не менее двух длин судна) с петлей или плавучим кольцом.