Замена магнето для мотора «ЛМ-1»
Имею малоизношенный подвес-ной мотор «ЛМ-1» выпуска 1954 г. Необходимо обновить магнето. От какого современного подвесного мотора оно подойдет?
Мотор «ЛМ-1» — одноцилиндровый и без переделок ни одно из выпускаемых сейчас типов магнето для него не подходит. Можно приспособить в комплекте с маховиком магнето от двухцилиндровых «Ветерков», «Нептуна» или «Вихря», однако дать конкретные рекомендации мы затрудняемся, не имея чертежей мотора «ЛМ-1». В случае применения этих магнето будет работать только один канал системы зажигания.
Можно ли обойтись без поплавка карбюратора?
В «Справочнике по катерам, лодкам и моторам» 1982 г. издания на стр. 320 приводится эскиз топливосборника, в котором собирается и направляется по специальному шлангу в бензобак горючее, выливающееся из поплавковой камеры карбюратора при подкачке или откидывании мотора. Это устройство навело меня на мысль: что если на стенке поплавковой камеры на определенном уровне от верхнего края (на 18—20 мм) установить штуцер, соединив его шлангом с бензобаком? Может быть, тогда удастся вообще обойтись без поплавка, поскольку избыток топлива автоматически будет сливаться обратно в бак.
Определенный уровень топлива в поплавковой камере оказывает влияние на состав смеси, приготавливаемой карбюратором. Поддержание постоянного уровня топлива производится поплавковым точным механизмом, чувствительным к изменению режима работы двигателя. Существуют беспоплавковые карбюраторы, в которых регулирование подачи топлива осуществляется мембранным механизмом, как у бензонасоса, но состоящим из мембраны, системы рычагов, пружины и резинового клапана с седлом.
Регулировка системы электронного зажигания на «Ветерке»
В статье «Ветерок» — проверка системы зажигания» («КЯ» №98) есть некоторые расхождения с руководством по эксплуатации. Прошу уточнить порядок установки правильного угла опережения зажигания.
Последовательность операций при проверке и установке максимального угла опережения зажигания следующая:
1. Поворотом рукоятки румпеля до отказа установить основание магдино в положение «полный газ».
2. Повернуть коленвал за маховик по ходу так, чтобы метка (риска) на ободе маховика совпала с меткой (риской) на диске основания магдино.
3. Установить угол опережения зажигания 30° (3,2—3,7 до ВМТ).
4. Если ход поршня окажется больше или меньше указанной величины, то при установке коленвала в положении, указанном в п. 3, следует ослабить гайку Г и винт В механизма регулировки угла; повернуть основание магдино до совпадения меток; затем завернуть винт В до упора в выступ патрубка и законтрить его гайкой.
Масло для мотора «Вихрь»
Можно ли для лодочного мотора «Вихрь-30» использовать масло М63/10Г1 (всесезонное)?
Указанный вами сорт масла М63/10Г1 по ГОСТ 10541—78, так же как и масло М10Б, можно применить для «Вихря-30».
Электронное магдино МБЭ-1 вместо магнето МЛ-10-2С на «Ветерках»
Я поставил новое электронное магдино МБЭ-1 с новыми трансформаторами Б300 на мотор «Ветерок-12», но точных рекомендаций, как собрать старый мотор с новой ЭСЗ, ни в инструкции по эксплуатации, ни в «Катерах и яхтах» не нашел.
Как правильно установить зажигание, нужен ли специальный маховик для системы электронного зажигания?
Установка ЭСЗ на ранее выпущенные «Ветерки» вместо магнето МЛ-10-2с производится следующим образом.
1. Установите основание электронного магдино МБЭ-1 на мотор взамен основания магнето МЛ-10-2с, смазав посадочное место консталином или другой тугоплавкой смазкой. Соедините тягу привода с поводком. Заверните винт крепления основания до отказа, а затем отверните его на 0,5—1,5 оборота; при этом основание магнето должно проворачиваться от румпеля с некоторым трением.
2. Нанесите на имеющемся маховике метку (риску) для установки угла опережения зажигания. Метку наносят на торце зубчатого венца, снизу, относительно кромки первого башмака по ходу вращения маховика (см. рисунок в «КЯ» №105).
3. Установите максимальный угол опережения зажигания, для чего:
- а) поворотом за маховик установите коленчатый вал в положение, когда поршень верхнего цилиндра не доходит до верхней мертвой точки на 3,2—3,7 мм, что соответствует углу опережения зажигания около 30° при работе с полной нагрузкой. Расстояние от донышка поршня до ВМТ замерьте через свечное отверстие;
- б) поверните основание магдино до совпадения метки «М» на фланце основания с меткой на маховике, нанесенной для установки момента зажигания;
- в) с помощью регулировочного винта в кулачке блокировки или установкой штифта в шестерне с поводком ограничьте возможность дальнейшего поворота основания магдино.
«Нептун-23» из «Нептуна-М»
Моему «Нептуну-М» уже 10 лет. Мотор заводится отлично, но мощность его заметно снизилась. Хотелось бы его модернизировать с максимальным использованием старых деталей. Можно ли заменить нижнюю часть дейдвуда на такую же часть от «Нептуиа-23», а также использовать блок цилиндров от 23-сильного мотора?
На моторе «Нептун-М» нижнюю часть дейдвуда с редуктором можно заменить на эти же узлы в сборе от «Нептуна-23». Никаких доработок при этом производить не нужно.
Блок цилиндров на «Нептуне-М» можно заменить на блок от «Нептуна-23». При этом желательно применить и поршни с вырезанным окном 3-го продувочного канала от этого же мотора. Прорезать окно в поршнях «Нептуна-М» нельзя, так как оно попадает на канавку 3-го поршневого кольца.
О диаметре отверстия под шпонку гребного винта
Прошу сообщить, почему в гребном валу «Ветерков» отверстие под шпонку винта имеет дцаметр 4 мм, а в демпфере — 4,5 мм?
Диаметр отверстия под шпонку в демпфере увеличен для обеспечения легкой постановки шпонки при ее замене или замене гребного винта. При запрессовке резинового демпфера в ступицу винта возможно небольшое смещение отверстий; учитываются также допуски на сверление отверстия в гребном валу.
Свечи зажигания для «Ветерка-8»
Можно ли использовать свечи типа А10Т, А10Н и АНН на «Ветерке-8» вместо А7,5УС, с которыми я эксплуатировал мотор в течение 16 лет?
В комплект лодочного мотора «Ветерок-8Э» входит свеча АП (ГОСТ 2043—74), соответствующая свече А15ХС по ГОСТ 2043—54.
Свечи АПН (старое обозначение А7,5УС) и свеча А10Н (А11У) можно использовать на «Ветерке».
Простой съемник винта
Снять гребной винт, «прикипевший» к конусному хвостовику вала, довольно трудно, если в комплекте инструментов нет специального съемника. Между тем, сделать такой съемник несложно, имея обрезки 10-миллимеТрового листа и возможность воспользоваться фрезерным и сверлильным станками. Устройство съемника и принцип его работы ясны из рисунков, а размеры всех деталей подбирают соответственно размерам гребного винта.
Для трехлопастного винта нужно изготовить съемник с тремя лапками; диаметр опорной плиты d должен быть немного больше диаметра ступицы винта. Съемник получится легче, если вместо опорной плиты сделать тройник и нарезать в центре его резьбу M12—M14 для болта, при помощи которого производится сдвиг винта с конуса вала. Еще проще съемник для двухлопастного винта с двумя лапками, шарнирно-закрепленными к утолщенной (около 18X30 мм) траверзе.
Увеличение срока службы шкив-блока стартера мотора «Вихрь»
В шкив-блоке стартера мотора «Вихрь» упор ограничения поворота скобы быстро изнашивается, в результате работа стартера нарушается, вплоть до полного отказа. Чтобы устранить этот недостаток, в упоре нужно просверлить два отверстия глубиной 11 мм и в них запрессовать штифты соответствующего диаметра. Для этой цели хороши обрезки ручек надфилей; закрепить их в отверстиях можно при помощи любого клея для металла.
Как повысить надежность «Москвы-30»
Имея многолетний опыт эксплуатации мотора, хочу поделиться с владельцами «Москвы-25» и «-30» некоторыми рекомендациями по повышению надежности работы этих моторов.
Основной причиной перебоев в работе системы зажигания на разных режимах является неперпендикулярность — перекос площадки (на 1 мм и более), на которой закрепляется опорный замочный диск под магдино, по отношению к оси коленчатого вала. Если устранить этот перекос, работа системы зажигания мотора станет более стабильной.
Слабое место моторов «Москва» — редуктор. Ведущая шестерня переднего хода сидит на одном игольчатом подшипнике (иголки 2,5X12), который имея консольную нагрузку, быстро выходит из строя. Крепление ведомой шестерни на гребном валу недостаточно жесткое и прочное, но затягивать крепежную гайку сильнее нельзя, так как при этом «затягиваются» и конические подшипники вала, в результате чего гребной вал перестает вращаться.
Чтобы устранить эти недостатки, я углубил расточку нижнего корпуса редуктора, установив ниже имеющегося игольчатого подшипника дополнительный подшипник № 200. Затем выбил бронзовую втулку из ведущей шестерни и изготовил удлиненную, посадив таким образом, ведущую шестерню переднего хода на два подшипника. Далее у гребного вала между двумя коническими подшипниками поставил распорную втулку, отрегулировав ее длину таким образом, чтобы при затяжке гайки, крепящей шестерню до «предела», вал вращался свободно, но без люфта в подшипниках.
Чтобы устранить попадание воды в редуктор через сальник тяги реверса и сальник вертикального вала в верхнем корпусе, я изготовил самодельный набивной сальник реверса и установил его на место латунной втулки взамен заводского. Вместо шестерни заднего хода (считаю, что она не обязательна) и игольчатого подшипника для нее поставил подшипник № 202 и дополнительный резиновый сальник.
Штифт гребного винта, как правило, при срезе «надкусывается» и его невозможно вынуть. Для быстрой смены винта вместо круглого отверстия под штифт в валу я сделал овальное (вдоль оси винта) с расширением у заднего конца. Теперь сменить винт — минутное дело: достаточно его сдвинуть назад до упора, и штифт выпадает сам, как бы он ни был деформирован.
Запчасти для мотолодки «Крым»
В торговую сеть страны мотолодка «Крым» начала поступать 13 лет назад. Естественно, что за такой срок некоторые детали оборудования и снабжения на эксплуатируемых лодках пришли в негодность. О возможности приобретения запасных деталей хотели бы узнать члены большой кооперативной стоянки г. Риги. На их коллективное письмо отвечает инж. Л. Я. Поздняков.
Промышленность готова поставлять запчасти для мотолодок «Крым» в соответствии со следующим перечнем (см. таблицу).
Продажа указанных запчастей производится только через республиканские и областные оптовые базы Спортторга и Роскультторга, которые должны оформить заказ на необходимое количество изделий через Крымскую областную оптово-розничную контору «Спорттовары» (333001, Симферополь, ул. Крылова, 164). В адреса частных лиц предприятие продукцию не высылает,
Пользуясь случаем, сообщаем, что с конца 1983 г. подготовлена к выпуску модифицированная мотолодка «Крым-М1». Ее ориентировочная цена — менее 1000 руб. Запчастями «Крым-М» будет обеспечиваться согласно вышеприведенному перечню.