Имеющиеся в продаже нагревательные приборы мало подходят для туристов-водников: заправляющиеся бензином — пожароопасны, сухим горючим — коптят, все легко задуваются ветром.
Группа московских туристов разработала две конструкции кипятильников, работающих на баллонном газе. Они надежны, просты в изготовлении и абсолютно безопасны.
Первый вариант предусматривает переделку хорошо известного туристского кипятильника, выпускаемого промышленностью с расчетом на сухое горючее. При переделке прежде всего следует заменить колосник для горючего горелкой от устройства для смоления лыж, которое продается в магазинах. От него же нужно использовать подводящий шланг и редуктор. Горелку следует вставлять в кипятильник под наклоном так, чтобы пламя было направлено на край колбы. Широкий ветрозащитный кожух надо установить иа винтах и закрыть крышкой с закрепленной на ней горелкой. Для прохода воздуха в ветрозащитном кожухе необходимо просверлить 15 отверстий диаметром 5 мм.
Во втором варианте конструкции использована обыкновенная алюминиевая посуда; бидон емкостью 2—3 л и две кастрюли. Диаметры кастрюль-кожухов необходимо выбрать с таким расчетом, чтобы концентрические зазоры между ними составили 10— 15 мм. Смещение кожухов и колбы-бидона относительно друг друга можно устранить четырьмя винтами в каждом кожухе. При этом винты должны обеспечить свободное перемещение колбы при вытаскивании. Во внутреннем кожухе по центру следует просверлить отверстие под конфорку от переносной газовой плитки и 10 отверстий диаметром 8 мм для прохода воздуха. К внутреннему кожуху на ограничивающих смещение винтах надо прикрепить ручку. Чтобы повысить КПД кипятильника, в газоподводящей трубке между кожухами следует сделать два отверстия для забора воздуха.
Крепить кипятильник лучше всего вместе с баллоном на Г-образной стойке. Чтобы предотвратить излишнее раскачивание, рекомендуем к донышку наружного кожуха прикрепить амортизатор из резинового шнура.
На рисунках размеры кипятильников ие даны: они зависят от исходных материалов.
Испытанные в походах кипятильники обоих вариантов показали высокую надежность и экономичность: на двухнедельный поход экипажу из трех человек при четырехразовом питании достаточно семи «малых» газовых баллонов.